Войти в почту

Замглавы Минстроя: нужно снижать ставку льготной ипотеки

Льготная ипотека на новостройки в России с марта несколько раз поменяла свои условия, подстраиваясь под новые экономические условия. В результате ее нынешняя ставка 9% практически сравнялась с ключевой, которая за последние месяцы планомерно снизилась с исторического максимума 20% до 9,5%. О перспективах дальнейшей корректировки льготной ипотечной программы и ее влиянии на рынок недвижимости, в том числе спрос и цены, в интервью ТАСС на Петербургском международном эконмическом форуме рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ России Никита Стасишин.

Замглавы Минстроя: нужно снижать ставку льготной ипотеки
© ТАСС

— Расскажите, пожалуйста, что происходит с ипотекой в мае - июне? Восстановился ли объем выдачи по сравнению с прошлым годом?

— У нас за первый квартал 2022 года выдача ипотечных кредитов была достаточно хорошая, она была нетипичная. Дело в том, что с одобрения заявки до выдачи проходит приблизительно месяц. Поэтому первый квартал был хороший. С учетом поднятия ключевой ставки, изменения условий ипотеки, к сожалению, выдача апреля и мая снизилась более чем на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при том что база прошлого года была хорошая, потому что у нас работали достаточно эффективные меры поддержки, такие как льготная, семейная ипотека и другие.

— С 1 мая ставка по льготной ипотеке на новостройки была снижена с 12% до 9%. Какое влияние оказало это решение?

— Сегодня банки говорят, что при ставке 9% мы постепенно видим небольшой отскок обратно по количеству выданных кредитов. Но для нас, как для строительной отрасли, этого, конечно, недостаточно, чтобы обеспечить получение эффективной ставки про проектному финансированию для застройщиков, которая зависит от скорости продаж. А от этого в свою очередь зависит качество, себестоимость и вообще надежность проектов. К сожалению, в связи с этим мы видим, что сегодня даже по тем проектам, по которым получены разрешения на строительство, снижаются объемы планируемого к возведению жилья, сокращаются объемы начинаемых проектов. Потому что банки пересматривают модели, меняют условия, делая поправку, перестраховываются, наверное, не понимая, что дальше будет происходить с гарантированным спросом.

— В связи с этим нужно ли снижать ставку по льготной ипотеке, которая сейчас практически сравнялась с ключевой?

— Позиция министерства заключается в том, что, если мы хотим выполнить указ президента по ежегодному строительству 120 млн. кв. м жилья, у нас должна быть ставка, позволяющая обеспечить динамику прироста ипотечного портфеля как в 2021 году. Мы прекрасно понимаем, что со ставкой льготной ипотеки 9% это будет практически недостижимо. Поэтому снижать нужно, а до какого уровня - это сейчас считают, ждем решения.

— Вы уже упомянули проектное финансирование. Фиксируется ли сейчас снижение выдачи кредитов застройщикам?

— Ключевая ставка в 20% вообще была заградительной для проектного финансирования. Мы вовремя запустили программу субсидирования кредитов застройщика до 15%, оператором которой выступает ДОМ.РФ. Она очень эффективно отработала в апреле и мае - мы поддержали проекты в 52 регионах России на более чем 15 млн. кв. м. Выборка за два месяца составила порядка 12,5 млрд рублей из выделенных 35 млрд рублей. Но самое главное, что мы обеспечили средневзвешенную ставку проектного финансирования на эти два месяца не более 9%. Поэтому программа очень эффективно сработала и дала возможность спокойно пережить период турбулентности.

— Будет ли программа видоизменяться при ключевой ставке 9,5%?

— Посмотрим, что дальше делать. Мы сейчас прорабатываем возможность направления остатка денежных средств по этой программе на поддержку запуска новых проектов в части проектного финансирования. Сейчас это считаем.

— Минцифры допускает, что льготная ставка по ипотеке для ИТ-специалистов может снизиться до 1-2% по меньшей мере в девяти регионах России. Как Минстрой к этому относится?

— Конечно, положительно. Мы относимся положительно к любым программам, которые стимулируют развитие жилищного строительства, в том числе для IT-специалистов, потому что это сейчас это одна из самых чувствительных отраслей, которая нуждается в адресной поддержке с точки зрения улучшения жилищных условий.

— Как эти решения и решения по другим льготным ипотечным программам будут влиять на цены? Они и так уже разогнались.

— Что значит «разогнались»? Цены сейчас не разогнались, они абсолютно адекватные и реальные. К сожалению, пока мы видим удорожание ряда позиций по стройке – с этим ничего не сделаешь. Для того, чтобы был баланс спроса и предложения, необходимо увеличивать объем жилищного строительства. Тогда рынок сам себя отрегулирует.

— Увеличивать объем жилищного строительства предполагается только за счет действия льготных ипотечных программ?

— Это делается за счет комплекса мер: проектного финансирования, вовлечения земельных участков в оборот, снижения административных барьеров, сокращения процедур, сокращения инвестиционного цикла, тем самым оптимизации затрат. Сейчас все компании заняты налаживанием логистических цепочек. Плюс ипотека, субсидирование кредитов, расселение аварийного жилья, вся федеральная адресная инвестиционная программа, программа стимулирования жилищного строительства «Стимул», инфраструктурное меню. Все эти меры в синергии должны как раз дать выход на установленные показатели. Если это не будет получаться, будем смотреть и консультироваться с регионами, что делать дальше.

— Можете дать прогноз по ценам на жилье на этот год?

— Затрудняюсь дать прогноз, но так как покупательская способность не растет, то если цены и дальше будут расти, я не думаю, что кто-то дальше будет покупать, даже с ипотекой.

— Что делать?

— Я думаю, что сегодня баланс найден, и даже если идут какие-то увеличения цен, они носят специфический характер, потому что сегодня большинство застройщиков ко всем льготным программам самостоятельно досубсидируют ставку для граждан. Ровно поэтому мы, когда принимали решение по изменению ставки льготной ипотеки до 9%, сделали гибридную ипотеку, в которой можно сочетать ипотечный продукт застройщика и банка. Все равно это делается из прибыли застройщика, то есть из цены квадратного метра.

— От темы ипотеки давайте перейдем к законодательной деятельности. На каком этапе сейчас находится законопроект о правовом статусе апартаментов?

— Сейчас на сессии форума мы слушали выступление председателя комитета Государственной думы по строительству ЖКХ Сергея Пахомова, который сказал, что они не отложили этот законопроект в ящик, они ведут работу. Поэтому, как только депутаты сформируют свою позицию, мы будем обсуждать. В любом случае мы заинтересованы в этом - в апартаментах все равно живут люди и нам нужно эту недвижимость учитывать в общем объеме ввода жилья.

— На каком этапе находится разработка платформы по учету арендного жилья?

— Она находится в высокой степени готовности, но просто с учетом того, что это связано с выводом из тени аренды и дополнительными налогами для населения, в это сложное время мы пока сняли этот вопрос с повестки.

— Сохранился ли сейчас в России дефицит строителей на стройках?

— Если посмотреть статистику, то за первые пять месяцев этого года только для работы по найму с территории Узбекистана в Россию въехало более 500 тыс. граждан. С учетом укрепления курса рубля, наоборот, сегодня трудовым мигрантам выгодно у нас работать. Компании не фиксируют какого-то дефицита, и мы не видим проблемы, которая была в период пандемии в связи с ограничительными мерами, связанными в первую очередь с коронавирусом и с закрытием границ.

— То есть дефицит восполнился?

— Я считаю, что сейчас нормальный баланс.

Беседовала Анастасия Солдатова