Стройку спасут от раскопок
Федеральное правительство решило облегчить работу застройщиков, отменив обязательную археологическую экспертизу на участках, где планируется возведение новостроек. Проект постановления (в данный момент он проходит процедуру обсуждения) на прошлой неделе был размещен на портале нормативно-правовых актов.
Документ определяет упрощенный порядок археологического обследования строительных участков: вопрос "проводить или не проводить археологическую разведку перед началом строительных работ" теперь отдается на откуп застройщику - и то лишь в случаях, если на этой территории ранее были обнаружены исторические артефакты.
Девелоперы встретили законодательное новшество, как говорили в СССР, "бурными и продолжительными аплодисментами". Их можно понять: застройщики оплачивают раскопки из собственного кармана. А если в ходе обследования участка будут обнаружены ценные для истории предметы старины, старт строительных работ может отложиться на неопределенный срок.
Перед началом стройки площадку проверяют археологи, чтобы удостовериться: исторических ценностей в пятне застройки нет. Фото: сайт Управления госохраны объектов культурного наследия Свердловской области
"В настоящее время плата за организацию проведения историко-культурной экспертизы регулируется крайне размыто, что на практике создает условия для ее неограниченного завышения частными экспертами, - пояснил в беседе с "Уралинформбюро" президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. - Кроме того, плата поступает частным экспертам. При этом действующим законодательством срок проведения экспертизы никак не регламентирован, из-за чего возникает возможность его бесконечно затягивать. В связи с этим профессиональным сообществом предлагается закрепить сжатые сроки проведения такой экспертизы до 10 рабочих дней и установить номинальный размер платы за ее проведение, которая будет поступать в бюджет подведомственного учреждения".
По словам Глушкова, никакой угрозы причинения ущерба археологической науке в России предлагаемый порядок не несет. Однако археологи восприняли новеллу в штыки. "Можно смело ставить крест где на 90, где на 70% бесценных объектов старины [...] потому что они или не разведаны, или не внесены в соответствующий реестр", - заявляют они на странице исторического паблика "У Жукова" в соцсети "ВКонтакте".
С этим прогнозом солидарны археологи Екатеринбурга. Так, в беседе с "Уралинформбюро" сотрудник ООО "НПО "АрхЭтно" Евгений Вилисов предположил: в случае отмены обязательного исследования участков под строительство будет безвозвратно теряться от 500 до 800 археологических памятников в год. Именно столько памятников ежегодно выявляется в России во время обследования земель, на которых планируется хозяйственная деятельность.
По мнению Вилисова, "тормозящий эффект" историко-культурной экспертизы участков для стройки также сильно преувеличен — как, впрочем, и ее дороговизна.
Эта могильная плита была обнаружена в парке Блюхера, где планировали строительство кирхи
"Сначала заказчик работ обращается к какой-либо археологической организации и заключает договор. На основании договора организация получает "открытый лист" в Министерстве культуры РФ (разрешение на право производства археологических исследований. — Прим. ред.), - пояснил Вилисов. – Получение листа обычно занимает больше всего времени в этом процессе - не менее месяца, а бывает, что и два. Затем идет обследование участка, обработка полученных материалов и их историко-культурная экспертиза. Подготовка акта экспертизы происходит куда быстрее по сравнению с получением разрешения на работы. Если на участке ничего интересного для истории не обнаружено, заказчик получает "добро" и может там спокойно работать. А вот если там вдруг находится памятник археологии, то процесс может оказаться более длительным и сложным, и раскопки при проведении спасательных работ действительно обходятся достаточно дорого. Если на памятнике очень мощный культурный слой, например, 5-6 метров, их стоимость может составить 12-14 тысяч рублей за квадратный метр. Но в большинстве случаев стоимость гораздо меньше. Мы понимаем, что это дополнительные расходы для застройщика и всегда пытаемся найти компромисс, чтобы заказчику было не очень дорого и при этом памятник был либо исследован, либо сохранен".
Фото: пресс-служба Уральского федерального университета
"Стоимость археологических исследований - раскоп со всеми видами фиксации, изучение материала, написание отчета - раньше была порядка 1 миллиона рублей без НДС за 100 квадратных метров раскопок, - сообщил историк, специалист по городской и промышленной археологии, торфяным памятникам Урала и древним наскальным рисункам Сергей Погорелов. - Сейчас цена, наверное, несколько выросла по коэффициентам Минкульта, учитывающим инфляцию. Это вполне нормальная сумма, учитывая сложность работ. Работает же не один археолог, а группа специалистов разного уровня. Например, при раскопках Ипатьевской усадьбы за сезон отработало 600 человек. Отдельно рассчитывается работа по реставрации артефактов, проведение научных анализов (дендрохронология, периодизация, антропология, почвенные, палеоклиматические, остеологические анализы). Завершиться должно всё музеефикацией коллекций, а порой и всего памятника, научной публикацией материалов. Это огромная работа, которая должна оплачиваться по государственным расценкам".
Сроки работ по полевым исследованиям (разведки, раскопки, надзор) зависят от мощности выявленного культурного слоя и сложности обнаруженных объектов, пояснил собеседник агентства.
"Иногда работы археологи вынуждены и могут вести в экстремальном режиме, как в случае с захоронениями на площади 1905 года (изучены в 2008 год прим.ред.) - вспоминает Погорелов. - На научное вскрытие одного погребения в среднем уходит один рабочий день. Мне тогда удалось изучить 52 захоронения всего за пять рабочих дней, но наша команда трудилась в три смены, в прямом смысле слова с утра до ночи. Но "быстрее" в данном случае не было "дороже". "Недра" Исторического сквера до сих пор хранят немало археологических артефактов
Судя по сайту Свердловского управления госохраны объектов культурного наследия, недостатка в заказах археологи не испытывают: с января по июнь там опубликовано свыше 50 актов ГИКЭ на предмет "наличия либо отсутствия" древних артефактов на строительных участках. Половина этих участков предназначена под строительство/реконструкцию инженерных сетей либо дорожной инфраструктуры (в том числе скоростной автомобильной дороги Казань - Екатеринбург на участке Дюртюли — Ачит), половина - под жилую, офисную или "социальную" недвижимость.
В большинстве случаев культурный слой при раскопках не обнаружен. Исключение составляют участки по адресам ул. Шейнкмана, 18 (заказчик - Религиозное духовное управление мусульман Свердловской области), ул. Горького, 49 (заказчик — компания "Брусника"), а также участок на Горького, 4, где предполагалось установить к 300-летию Екатеринбурга парные бюсты Петра I и Екатерины I. Там в ходе археологического обследования выявлены ценные для истории предметы старины.
"При обследовании участка методом шурфования на Уралмаше, Эльмаше или в Академическом выявить культурный слой удается в одном из ста случаев, - поясняет директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский. - А вот если взять Исторический сквер, там соотношение может быть и "один к одному".
Есть ли возможность разумного компромисса между интересами застройщиков и историков?
Монеты и столовые приборы времен основания Екатеринбурга найденные при раскопках в центре Екатеринбурга
"Есть вариант подсократить процедуру выдачи "открытых листов" на раскопки, а также общественного обсуждения в местных органах госохраны ОКН экспертиз, связанных с участками под строительство, - предлагает Евгений Вилисов. - Раньше сроки рассмотрения у нас были 45 календарных дней, сейчас сократили до двух недель, но можно его уменьшить и до недели. В таком случае обследование участка будет проходить более оперативно".
"Пермяки или челябинцы в свое время смогли через свои власти провести зонирование археологического культурного слоя своих городов, и учитывали их при любом строительстве, - заявляет Сергей Погорелов. - Если бы так же было сделано в Екатеринбурге (что я и предлагал, и даже составил такое зонирование для центра города в начале "нулевых", но в городские правила застройки эта норма не была включена), весь город был бы распределен по зонам. В требованиях было бы четко прописано: если речь о территории крепостей и слобод 18 века — там никаких ограниченных разведок, никаких "надзоров за экскаваторами", только раскопки. А вот на территории города 19 века-начала 20-го решение о застройке можно принимать уже по итогам разведки и выборочных раскопок особо ценных историко-археологических участков и объектов".
Самый же оптимальный способ соблюсти взаимные интересы — заранее вносить в планы застройщика расходы на археологическое обследование участка, уверен Сергей Каменский. Ярким примером компании, которая всегда руководствуется этим принципом, руководитель Музея истории Екатеринбурга считает РСГ "Академическое" (входит в ГК "Кортрос"). Так, в прошлом году компания разместила сразу пять заявок на раскопки: в кварталах №№ 3,4, 13, 18 и на территории второй очереди планировочного района "Академический".
Археологи Екатеринбурга давно и успешно сотрудничают с застройщиком Академического. Фото: сайт Управления госохраны объектов культурного наследия Свердловской области
"Мы договорились, что проводим раскопки сразу на всю территорию района, хотя раньше мы это делали "участками", - рассказал главный инженер ООО "ОСЗ (Объединенная служба заказчика)" Юрий Иванов. - А упрощенный порядок проведения таких работ вполне может помочь при застройке "Академического-2".
В Гильдии строителей Урала также считают: при нормальном планировании подготовительных работ архитектурные раскопки никоим образом не мешают ни проектированию, ни инвестиционно-строительному процессу в целом.
"Полагаю, что обязательное проведение архитектурных раскопок на территории населенных пунктов до начала строительства – это не столько административный барьер, сколько достижение на пути к уважению своей истории, - считает президент Гильдии Вячеслав Трапезников. - Очень много дискуссий состоялось вокруг этого вопроса за последние три года, десятки исследований и раскопок проведены по городу. Да, во многом государство перекладывает на инвесторов эту задачу, в том числе и обязанности по фиксированию, однако необходимо помнить, что инвестор для данного проекта является землевладельцем. А кому еще, как не владельцу земли, проводить на своем участке необходимые работы? Головокружительный темп сокращения административных барьеров, особенно достигнутый в последние месяцы, все же необходимо балансировать с учетом интересов не только инвесторов, но и культуры, безопасности, развития городов и множества иных интересов, переплетенных в современном обществе".
Евгений СУСОРОВ