Главархив рассказал о строительстве жилых домов в Москве в конце 1950-х

Вторая половина 1950-х годов XX века – время бурного жилищного строительства по всей территории СССР.В тот период население активно переезжало в города, следовательно, было необходимо большое количество новых жилых пространств. Москва на этом фоне, разумеется, не была исключением, а даже наоборот - форсировала события. Однако такая стремительная урбанизация порождала целый ряд вопросов. Главархив Москвы на основе документа исполкома Моссовета 35/31 от 13 июля 1958 года рассказал о проблемах в этой сфере и о том, как эти проблемы решали. 

Главархив рассказал о строительстве жилых домов в Москве в конце 1950-х
© Главное архивное управление города Москвы

Известно, что во второй половине 1950-х годов прошлого столетия началась работа по разрешению жилищной ситуации, которая заключалась в недостатке жилых площадей. Решить этот вопрос могло только массовое строительство новых домов. Однако строительство было недешевым удовольствием, особенно учитывая масштабы плана по застройке столицы. К тому же проблема нехватки квадратных метров жилой площади стояла очень остро в тот период времени, а, значит, строить дома необходимо было в максимально краткие сроки.

В такой ситуации Моссовет пытался добиться ускорения и удешевления строительства за счет монтажа сборных панелей зданий по примеру конструктора. Сущность такого метода состояла в том, что все сборные детали и конструкции доставляли на стройку по часовому графику в строгой технической последовательности, далее непосредственно с транспортных средств строительным краном их перемещали на здание и устанавливали в проектное положение с выверкой и закреплением. Интересно, что представляли из себя детали: это были лестницы, окна, двери, часто деталями были целые комнаты, иногда уже с отделкой.

В теории это должно было ускорить строительство на треть и на четверть снизить трудозатраты за счет стандартизации процесса. Однако подобный подход требовал серьезных изменений. Во-первых, до этого необходимые материалы привозили и складывали на складе, теперь же необходимо было обеспечить их почасовую поставку сразу на строительство, минуя склады. Это требовало координации действий ряда организаций, в том числе Главмосстроя и Главмосавтотранса. Во-вторых, нужно было обеспечить достаточное количество автотранспорта со сменными прицепами, и сделать это нужно было в кратчайшие сроки. Данная задача опять же ложилась на Главмосавтотранс.

При всем этом вводилась строгая технологическая дисциплина в изготовлении, поставке и монтаже стройдеталей. В связи с этим монтаж значительно облегчался, так как монтажнику не нужно было тратить время на подбор деталей на складе, его время и время башенного крана, благодаря такому нововведению, стало использоваться более производительно и интенсивно. 

Ну и наконец, нельзя было сразу применить новый подход на все московское строительство жилья, поэтому Главмосстрой должен был сначала опробовать его при строительстве десяти панельных домов в 75-м квартале Хорошево-Мневники. 

75-й квартале Хорошево-Мневники, однако, не был первой пробой такого подхода, данная технология уже применялась в 11-м квартале того же района при строительстве двух жилых домов. Во многом именно тот опыт позволил сделать выводы о значительном ускорении и удешевлении строительства.

Практическое применение такого подхода выявило ряд его преимуществ. Так, исключались погрузочно-разгрузочные операции производившиеся, как правило, башенным краном на приобъектном складе и занимавшие 30-35% всего машинного времени крана, затраченного на стройку. Исключалась надобность в устройстве складских площадей возле корпуса для хранения стройдеталей. Резко сокращались затраты на обслуживание складов, очистку, ремонт. 

Таким образом была создана прямая связь постройки, транспорта и завода, регламентированная графиками доставки. Подобный подход являлся более совершенной и эффективной формой организации строительных работ. После успешного применения подход стал массовым и распространился на всей территории СССР, заметно ускорив жилое строительство в стремительно растущих городах страны.