Войти в почту

В I полугодии 2022 года в Москве было открыто всего 11% торговых площадей от запланированного годового объема

Это стало минимальным значением для столичного рынка по итогам I полугодия с 2010-го и на текущий момент составляет 11% от общего плана девелоперов, анонсированного до конца года, отмечают эксперты. Согласно предварительным анонсам девелоперов и оценке вероятности переноса сроков на более поздние периоды, объем ввода в 2022 году может достигнуть 227 тыс. кв. м, что на 20% ниже показателя 2021-го. В 2023 году, при условии сценария не ухудшения текущей конъюнктуры, объем нового ввода может составить около 400–450 тыс. кв. м с высокой вероятностью переноса сроков до 50% прогнозного объема.

В I полугодии 2022 года в Москве было открыто всего 11% торговых площадей от запланированного годового объема
© РЖД-Партнер

В I полугодии были открыты ТЦ Discovery (GLA 13 000 кв. м), «Место встречи. Байконур» (GLA 8400 кв. м) и ТЦ «Нагорный» (GLA 4000 кв. м). Также эксперты продолжают наблюдать тренд на открытие малоформатных торговых центров (они формируют 80% всего объема нового строительства в этом году), а также проектов транспортно-пересадочных узлов. При этом ввод крупноформатных проектов возможен не ранее 2023 года. В текущей ситуации, учитывая небольшую долю приостановивших работу западных брендов в малоформатных ТЦ, сегмент показал себя как более устойчивый и продемонстрировал даже прирост покупательского трафика в сравнении с 2021 года.

Партнер Nikoliers Анна Никандрова отмечает, что текущая геополитическая и экономическая ситуации не позволили рынку торговой недвижимости восстановиться до допандемийного уровня. «Сегмент ритейла столкнулся с новыми серьезными вызовами, но при этом у многих компаний появились новые перспективы для развития. Ряд ритейлеров сейчас получили возможность занять нишу международных брендов – например, выручки российских ритейлеров начиная с мая в некоторых моллах существенно прирастали. И при условии качественной работы с покупателем и высокого уровня сервиса они смогут сохранить эти показатели и в будущем. Многие моллы столкнулись с падением трафика – особенно крупные ТРЦ, где доля закрытых брендов составляет до 45%. В районных ТРЦ, где доля закрытых брендов не превышает 10%, трафик даже вырос в сравнении с 2021 годом. При этом стоит отметить, что падение трафика не прямо пропорционально снижению товарооборота. В некоторых региональных проектах, которыми управляет Nikoliers, при падении трафика на 15% товарооборот работающих арендаторов либо сохранился на том же уровне, либо вырос», – говорит она.