Объем инвестиций в развитие ТиНАО достиг 3 трлн руб. за 10 лет (интервью)

Десять лет исполняется 1 июля 2022 года с момента присоединения к Москве новых территорий. О том, какие рабочие места создаются в ТиНАО, какие проекты намерены реализовать инвесторы в ближайшее время, в интервью старшему корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Анастасии Чернышевой рассказал руководитель столичного департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

Анастасия Чернышева (А.Ч.): Владимир Федорович, расскажите, какую роль сыграло присоединение новых территорий для Москвы в целом?

Владимир Жидкин (В.Ж.): Это прекрасная территория развития, большие неосвоенные площади, которые позволили построить все необходимые для жизни объекты. Благодаря присоединению меняется миграция, появляются рабочие места, и теперь не обязательно ездить из «старой» Москвы и обратно. Многие, особенно молодые семьи, которые жили в «старой» Москве и им тяжело было поменять условия проживания, сегодня могут продать квартиру или съехать с арендного жилья, купить в ТиНАО просторную комфортную квартиру в два раза дешевле, но большей площадью, в благоустроенных районах, рядом с парками. Поэтому факторов очень много положительных, и их результат мы уже много лет наблюдаем.

А.Ч.: Как изменилось население ТиНАО за 10 лет? Насколько больше стало людей жить, растет ли интерес к территории?

В.Ж.: Население увеличилось в 2,5 раза и сейчас насчитывает 650 тыс. человек, а интерес жителей растет с каждым годом. Сейчас в основном это мужчины и женщины 26-36 лет, молодые семьи. Есть много факторов, которые доказывают интерес. У нас самое большое количество предложений на рынке жилья относительно других округов, мы видим повышение стоимости квадратного метра жилья (сейчас она превысила 230 тыс. руб. за 1 кв. м), - все это говорит о том, что территория интересна. Мы видим динамику в географии покупателя. Если раньше москвичей было только 20% среди всех, кто покупал квартиры в ТиНАО, то сегодня 60%. Это хороший показатель. Одно дело - приехал человек из другого региона в незнакомый ему Московский регион, а другое - москвич, которому хорошо знакомы округа города, а предпочтение он отдает «новой» Москве.

А.Ч.: Какую реакцию и обратную связь наблюдаете от жителей города? Что их привлекает здесь?

В.Ж.: Транспортное развитие территории, появление рабочих мест, современных объектов здравоохранения, образования. Вообще благоустроенность территории, ее связанность. Раньше, чтобы добраться из Бутово до Коммунарки, нужно было 1,5 часа, сейчас же потребуется всего 10 минут. Конечно, жителей привлекает и природа, парки, зеленая территория.

А.Ч.: Какой вы видите интерес со стороны инвесторов, возрастает ли он с годами? Какой процент инвестиций от общего бюджета сейчас привлекается на развитие округов?

В.Ж.: Интерес совершенно точно растет, потому что с каждым годом доля внебюджетного рубля увеличивается по сравнению с бюджетным. За 10 лет в ТиНАО проинвестировано 3 трлн руб., из которых 2,4 трлн руб. - это внебюджетные источники.

А.Ч.: Какое количество рабочих мест создано в ТиНАО за 10 лет? Что это за рабочие места?

В.Ж.: Во всей «новой» Москве, включая ТиНАО, создано почти 200 тыс. рабочих мест. С момента присоединения количество мест утроилось. Это производства, логистика, социальные объекты, малый и средний бизнес, строительство. По сути, здесь затронуты практически все сферы мест приложений труда.

А.Ч.: Как обстоят дела у наших застройщиков, которые работают в ТиНАО? Соблюдаются ли сроки строительства объектов, запускаются ли новые проекты?

В.Ж.: Ни для кого не секрет, что сегодня есть снижение спроса, что бывает всегда в период кризиса, на 40-60%, но это не такая критичная ситуация, чтобы останавливать проекты. Они реализовываются, застройщики придумывают различные выгодные предложения, добавляют собственные субсидии и таким образом пытаются удержать покупателя.

А.Ч.: Логистический сектор сейчас переживает не лучшие времена из-за нарушения поставок товаров. Как это может отразиться на развитии территорий возле ЦКАД?

В.Ж.: Быстро там все равно ничего не создадут, потому что площади большие, на их освоение нужно время. Главное, что у нас появилось большое количество обращений от инвесторов, заинтересованных в строительстве различных производств (мебельного, строительных материалов), логистических центров. В целом на освоение территорий возле ЦКАД уйдет не менее 10 лет, объемы большие - около 2-3 млн кв. м там можно разместить. Поэтому время еще точно есть.

А.Ч.: Пожалуй, одним из самых масштабных проектов является административно-деловой центр (АДЦ) «Коммунарка». На территории больше 469 га планируется возвести около 7,2 млн кв. м недвижимости, создать 164 тыс. новых рабочих мест, появятся новые социальные и культурные объекты, включая межмузейный многофункциональный депозитарно-выставочный комплекс для музеев федерального и городского уровня. Что там уже сделано?

В.Ж.: Завершаем там строительство дорожных объектов, инженерных сетей. В ближайшее время будут представлены лоты на создание административных объектов. В этом году инвесторы начнут проектирование, а в следующем - строительство.

А.Ч.: Решен ли там вопрос по привлечению инвесторов, есть ли обозначенные сроки реализации этого проекта?

В.Ж.: Да. Первая очередь площадок, земельных участков, которые будут выставляться на торги, сейчас формируется изначально максимальная цена по их реализации. Что касается сроков - пока рассчитываем на 10-12 лет. Жесткого регламента по реализации проекта АДЦ нет. Для сравнения: сколько реализуется проект «Москва-Сити»? Больше 25 лет и продолжает развиваться по сей день, а у нас объем АДЦ даже больше, чем «Москва-Сити», - более 6 млн кв. м.

А.Ч.: Совсем недавно правительство Москвы и группа компаний «Монарх» подписали соглашение о сотрудничестве по строительству жилья из модульных квартир. Расскажите о строительстве самого завода по производству модулей, что уже возведено? Когда будет готова основная часть завода?

В.Ж.: Экспериментальная часть завода полностью готова и функционирует, производят сейчас там блоки, из которых у себя на территории они собирают общежитие, административную часть. Основная часть завода, скорее всего, будет готова на следующий год. А к концу года, я думаю, они начнут строить жилой комплекс из модулей в дер. Яковлево. Это четырехэтажный ЖК общей площадью около 100 тыс. кв. м.

А.Ч.: С момента присоединения вся транспортная инфраструктура в округах создавалась практически с нуля. Как спустя 10 лет развита транспортная доступность в ТиНАО, какие новые объекты жители ожидают больше всего?

В.Ж.: Первый этап транспортного каркаса создан, около 400 км дорог построено, станции метро, станции МЦД, новые дорожные развязки, путепроводы через ж/д пути. Почти в два раза увеличилось количество автобусных маршрутов. Ситуация кардинально поменялась и продолжает улучшаться.

Активно ведем строительство и готовим к открытию важные для жителей объекты, такие как дорога «Воскресенское - Каракашево - Щербинка», Внуковское шоссе, дорога, которая соединит центр Щербинки с платформой МЦД «Остафьево».

А.Ч.: Какой объем нового строительства жилья (многоквартирного и индивидуального) возведено в ТиНАО? Какая доля земель для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) сейчас осталась?

В.Ж.: За 10 лет построено более 20 млн кв. м жилья. К 2032 году, по нашей оценке, будет построено еще 20 млн кв. м. Потенциал развития ИЖС все еще огромен, в долгосрочной перспективе до 20 млн кв. м можно построить.

А.Ч.: Как сейчас развиты секторы пожарных депо, правоохранительных органов в ТиНАО?

В.Ж.: В программе у нас 17 пожарных депо, которые покрывают всю территорию, из них 11 уже построено и шесть находится в работе. Здания полиции тоже по необходимости строятся как за счет бюджета, так и за счет инвесторов.

А.Ч: Расскажите, сколько и каких парков было обустроено за 10 лет?

В.Ж: Направление парков очень важно для нас, они привлекают всех, кто приезжают в «новую» Москву. 23 парка на 200 га создали за 10 лет, не считая вычищенных лесов вдоль дорог. Раньше на их территории были болота, непроходимые леса, а сейчас благоустроенный парк с детскими, спортивными площадками, велосипедными дорожками. В них есть сейчас все, чтобы было комфортно находиться и отдыхать. В 2032 году будет не менее 60 парков, которые будут превышать 80 га территории. А к 2035 году планируется построить 86 парков на более чем 1 тыс. га.

А.Ч.: Чем вы сейчас гордитесь из созданного на новой территории и каким видите ТиНАО спустя уже 20 лет после присоединения?

В.Ж.: Мы гордимся тем, что мы все эти годы создаем полноценную инфраструктуру, которая, во-первых, обеспечивает комфортную жизнь, а во-вторых, формирует перспективу развития. В освоении присоединенной территории мы не упустили ни одного направления: дороги, социальные объекты, инженерия, культура, спорт, рабочие места, жилье. То есть мы создавали и создаем все параллельно, что самое основное при градостроительстве. Как правило, так зачастую не получается: создается что-то одно, второе упускается или отстает. А здесь - благодаря колоссальному опыту мэра Сергея Семеновича Собянина, который этим руководит и задает всю идеологию, а наше дело - это реализация. Все это позволяет нам с коллегами из других департаментов создавать комплексное развитие территории всего города, включая и «новую» Москву.

Через 10 лет, на 20-летие присоединенной территории, я вижу ее полноценным связанным городом, который разбит на отдельные моногорода или точки роста. Каждая точка максимально самодостаточна, где есть жилье, рабочие места, вся необходимая социальная инфраструктура. Тогда будет проживать не меньше миллиона человек. Активный молодой город.

А.Ч.: Чтобы вы пожелали жителям Троицкого и Новомосковского округов?

В.Ж.: Любите свой город, там, где вы живете. Живите активной и свободной жизнью. Для этого в городе все есть - заниматься спортом, работать, детей растить и создавать большие семьи, территория и инфраструктура позволяет. Смело вместе будем идти к новым достижениям!