В рамках конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства» прошла панельная дискуссия
Дискуссия была посвящена обсуждению перспектив развития проектов коммерческой недвижимости, а также способов адаптации деловой и торговой недвижимости в условиях санкций как в Москве, так и в России в целом.
Видеозапись панельной дискуссии доступна по ссылке.
В ходе дискуссии главный редактор Анастасия Кременчук рассказала, что девелоперы и собственники коммерческих объектов переориентируются на отечественные бренды, происходит постепенное импортозамещение в плане арендаторов коммерческих площадей — в среднем более 60 процентов договоров сейчас заключается именно с российскими компаниями. Она обратила внимание, что для уже действующих объектов и объектов в финальной стадии реализации достаточно непросто заменить арендатора в связи с тем, что на этапе проектирования обычно закладывались определенные параметры помещений под требования конкретного бренда. В целом тенденция на замещение крупных торговых центров наблюдалась еще в допандемийные годы и сейчас сохраняется. В настоящее время перед девелоперами ставится глобальная задача найти новый подход к подбору якорных арендаторов, чтобы увеличить человекопоток.
По мнению президента компании Веры Сецкой, девелоперы будут корректировать и постепенно менять свои направления деятельности, все больше вовлекаясь в те проекты, в которых заинтересовано государство. Это, как правило проекты, которые создают новые рабочие места, к примеру — строительство технопарков. Кроме того, ожидается, что в целях поддержания и развития внутреннего туризма будет оказываться поддержка объектам туристической инфраструктуры.
Старший директор, глава ретейл-департамента Марина Малахатько рассказала, что сейчас в сфере торговой недвижимости формируется девелопмент нового образца: все меньше строится классических торговых центров и все больше многофункциональных комплексов либо торговых центров районного масштаба. Она отметила, что московский регион имеет очень развитый офисный рынок в объеме площадей — более 18 миллионов квадратных метров. «В самом крайнем случае, если абсолютно все международные игроки закроют свои офисы, мы подсчитывали, что доля вакантных площадей может образоваться на уровне 2 миллионов квадратных метров, что не так критично. Офисные пространства продолжают пользоваться спросом и по прогнозам компании падения арендных ставок не планируется». Эксперт также оценила гостиничную недвижимость как одно из самых перспективных направлений развития коммерческой недвижимости в ближайшем будущем.
В рамках дискуссии коммерческий директор и со-основатель проектного бюро Анастасия Семенченко рассказала, что несмотря на текущее состояние неопределенности, которое отметили все предыдущие спикеры, в компанию поступают новые запросы. Новые проекты в большинстве своем связаны с реконструкцией и редевелопментом, созданием принципиально новых и более гибких форматов коммерческой недвижимости.
Руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин отметил, что в рамках конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства» такие онлайн-дискуссии с участием экспертов отрасли проводятся уже второй год подряд.
Лёвкин напомнил, что в настоящее время происходит отбор финалистов конкурса экспертами и Городской конкурсной комиссией. Параллельно на трех площадках: портале «Активный гражданин», сайте конкурса и выставке конкурсных проектов в павильоне «Макет Москвы» на ВДНХ — проходит открытое общегородское голосование, где любой желающий может отдать свой голос за понравившийся проект. Открытое голосование завершится 25 июля, а в первой декаде августа будут объявлены победители конкурса, которых наградит Мэр Москвы в канун празднования «Дня строителя».