Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Перспектива–2030: новая жизнь "мертвых" промзон

Перспектива–2030: новая жизнь "мертвых" промзон
Фото: УралинформбюроУралинформбюро

Екатеринбург в ближайшие годы ждет масштабная реновация существующих промплощадок. Она коснется примерно одной седьмой части всех существующих в городе производственных территорий. Согласно планам мэрии, из 7,8 тысячи гектаров городской земли, на которых сегодня расположены промышленные предприятия, 1 тысяча гектаров будет отдана в распоряжение девелоперов. Подробную карту городских промзон представил на "Иннопроме-2022" начальник Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений (Главархитектура) администрации Екатеринбурга Руслан Габдрахманов.

Видео дня

Судя по всему, промплощадки на Уралмаше и Эльмаше, в микрорайонах ЖБИ, Визовский (рядом с торговым комплексом МЕГА) и Втузгородок требуют кардинальной реконструкции – если не полного перепрофилирования. По словам Габдрахманова, обилие промзон в столице Урала (многие из которых технологически устарели и используются неэффективно) приводит к росту "отчужденных" территорий внутри города. Их необходимо "вовлечь в городскую ткань".

Но каждая конкретная площадка требует особого подхода: какие-то достаточно модернизировать и приспособить под современное высокотехнологичное производство, а какие-то проще снести и построить на их месте жилье, социальные объекты и новые дороги. "Потенциальный жилой фонд, который мы можем разместить (на территории промзоны, определенной под реновацию. – Прим. ред.) и создать там новую комфортную городскую среду, составляет около 6 миллионов квадратных метров жилья, - сообщил руководитель Главархитектуры. - Также мы планируем там строительство 13 тысяч мест в детских садах и 22 тысяч мест в школах".

Участники круглого стола слева направо: Дмитрий Стенин, , Руслан Габдрахманов

У промтерриторий есть неоспоримое преимущество перед "площадками в поле" - наличие готовой инженерной и транспортной инфраструктуры, которую нужно всего лишь модернизировать под современные требования. Но нужны крупные девелоперы.

А готовы ли они вдохнуть новую жизнь в "мертвые" заводские территории? Мэрия и Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей (СОСПП) организовали в рамках "Иннопрома" круглый стол "Трансформация промышленных территорий крупнейших городов", на который пригласили крупных застройщиков Екатеринбурга.

По мнению директора по стратегическому развитию АО "Форум групп" , успех или неудача такого проекта зависят от позиции собственников промплощадок. Нередко промышленникам и девелоперам удается найти взаимовыгодный консенсус — как, например, в случае с заводами "Бетфор" и "СМАК".

"Но есть и другие примеры, когда предприятие числится "промышленным", платит минимальные налоги за землю и здание (а если производит стройматериалы, налог будет вообще "нулевой") и собирает аренду с "серых" арендаторов, организует на территории парковки, которые невозможно проверить, так как это "режимная" зона. Такие чаше отказываются, когда им предлагаешь совместный проект на миллиарды рублей", - посетовал Воробьев.

Еще одна серьезная проблема, мешающая быстрому освоению бывших промплощадок — невозможность выкупить "все и сразу". Хозяев может быть несколько: один согласен продать землю девелоперам и "переехать за город", другой начинает упорствовать и набивать цену. В итоге половина площадки идет под застройку, половина остается в статусе производственной территории. А у каждой, даже самой незначительной по размерам промплощадки, есть санитарная зона, в пределах которой ничего строить нельзя.

"Представим, есть 50 гектаров промышленной территории, к примеру, в центре Уралмаша. Мы их "располовиним", тут построим жилье - а рядом трубы дымящие! - иронизирует заместитель генерального директора "Синара-Девелопмент" . - Кто такое жилье купит, и за сколько мы его сможем продать? Как к такому жилью подъезжать, где ставить машину, где организовать культурный досуг для жильцов новостройки? Вопросов масса, в том числе рекультивация земель, модернизация транспортных подъездов. Поэтому любой "трансформационный" проект по сути комплексный, и без диалога с мэрией, транспортниками, коллегами в сфере образования и культуры вряд ли получится сбалансировано развить такую территорию. Мэрия — арбитр, который может этот диалог инициировать, отразить баланс интересов".

Сергей Антонов

При этом польза для Екатеринбурга от реновации заброшенных промплощадок неоспорима, уверены застройщики. Один из "плюсов" - формирование комфортной среды проживания, в том числе нового жилья, которое должно привлечь ценных специалистов в сфере промышленности (в том числе проживающих в городах Свердловской области) и создать таким образом в "пятне застройки" новые рабочие места.

Вопрос сохранения, а в идеале и преумножения трудовых ресурсов при застройке отработанных промплощадок, беспокоит городскую администрацию. Для решения этой проблемы власти намерены выделить на южной, юго-восточной и восточной окраинах города в общей сложности 6,3 тысяч гектаров не вовлеченных в хозяйственный оборот земель. Там разместятся новые промпредприятия и логистические центры.

Как ранее писало "Уралинформбюро", в сумме эта земельная "рокировка" даст полуторамиллионному мегаполису 200 тысяч дополнительных рабочих мест. "Кроме того, буквально за последние 2-3 недели на комиссии по Правилам землепользования и застройки администрацией было принято решение перевести около 200 гектаров новых территорий в промышленную функцию. Мы будем поддерживать "интересантов", готовых развивать эти промышленные территории, чтобы на них появились высокотехнологичные производства и логистика", - сообщил в ходе круглого стола Руслан Габдрахманов.

"Конечно, промышленность должна быть за границами города", - поддержал инициативу мэрии советник генерального директора Технопарка высоких технологий Дмитрий Стенин.

Строительство "Макаровского квартала" на месте мукомольного завода – один из удачных примеров реновации "отработавшей" промзоны. Фото: пресс-служба "УГМК-Застройщик"

Он напомнил, что современная промышленность очень разнородна: в ней есть и "классические" предприятия, и "цифровые инновационные", и полностью автоматизированные, где большинство операций выполняют роботы, а участие человека сведено к минимуму. "Но востребованы в экономике будут все три категории предприятий, ведь кто-то должен сварить конструкцию, а кто-то должен ее спроектировать", - считает Стенин.

Закономерен вопрос: за чей счет будет проводиться в Екатеринбурге трансформация старых и создание новых промплощадок? И откуда возьмутся ресурсы для привлечения в промышленное производство новой рабочей силы?

"Нужно создавать качественную среду для проживания в городе, тогда все будет, придут специалисты, люди не будут уезжать в Москву или Санкт-Петербург, а останутся работать у нас. Нужно освободить пространства в центральной части города, занятые неэффективным производством. Город получит большие доходы в виде налогов от строек в центре, стройка сформирует рабочие места, с которых тоже пойдут налоги в бюджет. Таким образом территории, которые сейчас ничего не производят, превратятся в источник дополнительных доходов", - уверен Сергей Воробьев.

Евгений СУСОРОВ