Новостройка и ее окружение: эффект параллелей и перпендикуляров

Недавно на столичном рынке состоялись две премьеры, которые хотя и «сыграны» в совершенно разных районах Москвы, дают повод поднять одну и ту же тему взаимосвязи объекта нового строительства и его окружения.

Новостройка и ее окружение: эффект параллелей и перпендикуляров
© BFM.RU

И Басманный район, в котором ГК «Гранель» строит жилой комплекс MYPRIORITY Basmanny, и Пресня, где компания Forma заявила городской квартал Republic, — районы с богатым прошлым и во многом сохранившейся исторической застройкой. Republic вообще возводится на исторически значимом для Москвы месте (территории бывших вагоноремонтных мастерских Московско-Александровской железной дороги) и имеет в своем составе исторические здания — дожившие до наших дней четыре мастерских из красного кирпича конца XIX — начала XX века со статусом объектов культурного наследия.

Авторы обоих проектов решили: внутренняя среда должна не просто сочетаться с внешним окружением, она, по определению руководителя девелоперской компании Forma Ильи Чепрасова, «должна быть его гармоничным продолжением, вбирать в себя значимые характеристики локальной идентичности места, а в некоторых случаях даже открывать саму суть района для резидентов и горожан».

Проект MYPRIORITY Basmanny в Басманном районе. Фото: ГК «Гранель»/granelle.ru

Как отмечает руководитель, партнер компании UNK landscape Гульнара Сафарова, высокие стандарты качества жилья, использование современных строительных материалов и технологий приводят к тому, что «новые девелопменты» сильно выделяются в окружающей застройке сложившихся жилых районов. «Контраст усиливается на уровне восприятия горожанина — то есть на уровне благоустройства. Может даже возникнуть так называемый «эффект телепортации», когда после прогулки по территории района человек попадает в абсолютно инородное пространство внутреннего двора, теряя восприятие своего квартала как части города», — поясняет эксперт.

Гульнара Сафарова руководитель, партнер компании UNK landscape «Такого эффекта легко можно избежать грамотными решениями в рамках благоустройства, так как благоустройство — наиболее доступный и понятный городским жителям язык. В своей работе мы всегда пытаемся «приземлить» проект, найти те решения, которые могли бы возникнуть именно в этом месте. Зачастую мы опираемся на исторические факты, фотографии — так называемую «память места», причем изучаем территорию за границами участка проектирования. Разработка концепции благоустройства ЖК MYPRIORITY Basmanny началась с прогулки по району — одному из старейших в Москве. Мы подходили к участку с разных сторон, фотографируя здания, элементы архитектуры, поражаясь эклектичности района, его разнообразию. Здесь представлены памятники классической московской архитектуры, бывшие фабрики, здания конструктивизма и советская застройка. Мы выявили несколько повторяющихся архетипов: арочные и фронтонные конструкции, ритм ограждений памятников конструктивизма, контрастные декоративные детали на кирпичных фасадах. На базе этих архетипов мы построили линейку малых архитектурных форм, которую назвали «Конструктор двора». Это уникальные элементы городской мебели, навесы, ограждения, созданные специально для этого места. В мощении мы предложили использовать красный клинкерный кирпич. Таким образом мы создаем невидимые связи с окружающей застройкой для будущих жителей и интегрируем комплекс в городскую ткань».

По рассказам Ильи Чепрасова, при создании концепции Republic также стояла задача передать уважение к истории места, к его культурному наследию и наполнить проект особой атмосферой и духом локации, фактически открыв ее для горожан заново (ведь эта территория долгое время была закрыта).

Илья Чепрасов руководитель девелоперской компании Forma «Мы всегда тщательно изучаем исторические, архитектурные, градостроительные, социологические, культурные особенности и характеристики конкретной локации и в соответствии с ними создаем продукт. Наша цель — чтобы у жителей района создалось ощущение, что этот проект «всегда тут и был», что «ничего иного на этом месте и быть не могло». И в случае с Republic именно уникальность участка застройки — его историческое наследие, окружение, протяженность, расположение зданий как на подиуме — определила наш подход. Сначала мы рассматривали стандартный вариант, когда архитектуру создает один мастер. Однако это не отвечало видению площадки, поскольку мы хотели, чтобы это была неоднородная застройка, похожая на город, который застраивается поэтапно и нелинейно. Этого эффекта мы смогли добиться, пригласив в проект разных архитекторов, у каждого из которых есть свой уникальный почерк. В итоге каждое строение Republic является самостоятельным «высказыванием» одного из шести известных архбюро, при этом все здания опираются на историческую архитектуру локации, развивая те или иные ее элементы. Собранные вместе, они образуют «архитектурный парк» — это главная идея проекта, которая поддерживает локальную идентичность места».

Иными словами, в одном случае меньше, только на уровне благоустройства, в другом больше, на уровне всей концепции, но так или иначе оба проекта учитывают историко-архитектурные особенности локации, их ДНК пусть не полностью, но совпадает с ДНК окружающего пространства. И это кажется разумным, логичным и даже более того — единственно возможным…

Так ли это? Эксперты, с которыми побеседовала Business FM, считают, что однозначного ответа тут быть не может. Например, потому, что правила игры застройщиков с исторической средой в какой-то степени установлены заранее, а в какой-то степени неизвестны, напоминает руководитель архитектурного департамента компании Asterus Константин Авксентьев.

Константин Авксентьев руководитель архитектурного департамента компании Asterus «Формально эти правила определены нормативно-правовой базой в области градостроительства; на практике многие постановления правительства Москвы, относящиеся к конкретной территории, фактически говорят о необходимости консенсуса с органами исполнительной власти на основании исследований, но не определяют непосредственные выразительные средства, обязательные к применению на участке застройки. Как следствие, в подавляющем большинстве будущий облик объектов капитального строительства в исторической среде определяется в согласовательном порядке в диалоге с властью, легитимизируя себя через историко-культурные исследования и визуально-пространственный анализ. Таким образом, историческая среда в текущем градорегулировании — большей частью консенсус и симулякр, гений места, проявляющийся через «доказательство истории» в процессе согласования проекта. Симулякр же исторической среды перестает быть таковым при его успешном воплощении в реальности, и застройщики часто используют специфику используемых объемно-планировочных, фасадных решений в рекламных целях, апеллируя к genius loci».

Если говорить конкретно о выборе стиля архитектурных решений при разработке проекта внутреннего благоустройства жилых комплексов, то, по словам руководителя архбюро UNKCI Николая Миловидова, это отдельная архитектурная задача, решение которой находится на стыке нескольких важных факторов.

Николай Миловидов руководитель архитектурного бюро UNKCI «Во-первых, благоустройство должно быть гармоничным продолжением концепции жилого комплекса. Задачи, которые ставит перед собой девелопер при разработке проекта, задают общий тон облику и отражаются в функционале прилегающей территории. Например, необычный и дерзкий объект должен быть концептуально поддержан такими же яркими акцентами обустройства, тогда резкое отличие от облика всего района оправдано, в то время как классический стиль застройки менее требователен к инновационности решений, в этом случае стилистический конфликт с окружающей застройкой нежелателен. Вторым важным фактором является размер застраиваемой территории. Так, крупные проекты комплексного освоения территории, жилые комплексы, занимающие целые кварталы, в большей степени могут быть реализованы как концептуально самостоятельные пространства, чем отдельные дома, не отличающиеся обширной прилегающей территорией. В последнем случае предпочтительно визуально сгладить переход придомовой территории в городскую среду: размытая граница и грамотное включение в общий вид квартала позволяет воспринимать пространство как более просторное, территория дома кажется больше. Третий фактор — особенности месторасположения. В новом или мало застроенном районе, например, за пределами МКАД, у девелопера есть возможность создать целый район, резко отличающийся по концепции от других жилых комплексов. Особенно, если территория будет закрытой. Оригинальный стиль застройки и прилегающей территории в таком случае может стать основным маркетинговым инструментом, а недоступность внутреннего пространства — стимулом повышения спроса на квартиры в данном ЖК. В то же время городское пространство со сложившимся стилем застройки диктует свои правила: здесь необходимо соблюдать созвучность архитектуры нового объекта с духом окружения. Не стоит забывать и еще один фактор, игнорировать который просто невозможно, а именно — государственное регулирование застройки городского пространства. В ряде случаев гармоничное сочетание нового объекта с архитектурой района и соответствие плану комплексного развития территории становится не только результатом эстетического вкуса архитектора, но и обязательным предписанием. В случае его нарушения можно вовсе не получить разрешение на строительство».

Особенно интересно в данном случае мнение компаний, работающих на территориях без архитектурного кода, определенного историческим прошлым. На что опиралась, например, ГК «А101», строя в Новой Москве проект «Испанские кварталы»? Не смущал ли его авторов тот очевидный факт, что как ни старайся, даже намека на испанский генетический код в новомосковской ДНК не найти?

Павел Брызгалов руководитель направления разработки продукта ГК «А101» «Дизайн-код — обязательный элемент современной городской среды, особенно если речь идет об освоении больших территорий и строительстве не жилых комплексов, а целых районов. ГК «А101» развивает проекты на участках не менее 100 гектаров, в этом случае без характерных паттернов в фасадных решениях и элементах благоустройства невозможно создать комфортный визуальный ряд, определенное ощущение места. Кроме того, сегодня в условиях минималистичных конструкций самих зданий такие элементы, как контрастная цветовая гамма, ритм окон, необычные МАФы и другие элементы средового дизайна — самый, пожалуй, рабочий способ задать району нужную атмосферу. Конечно, в проектах «Испанские кварталы» и «Скандинавия» у нас не было задачи полностью скопировать Барселону или Стокгольм. Этого и не нужно: для создания требуемой атмосферы достаточно использовать отдельные аутентичные элементы и узнаваемые паттерны. Например, свойственные странам Скандинавии минимализм и натуральные материалы или элементы «города-праздника» городов с теплым климатом — яркие расцветки элементов на фасадах и площадях, много подсветки вечером и так далее. При этом нужно понимать, что «эффекта телепортации» можно избежать только в случае, если проект реализуется рядом с современной городской застройкой. Например, все масштабные жилые проекты в ТиНАО создаются в соответствии с современными урбанистическими трендами. В соседних жилых районах могут быть разные дизайн-коды, что даст необходимое визуальное разнообразие, но качество среды будет схожим».

В проектах, которые создаются в уже сложившейся застройке, добиться такого эффекта крайне затруднительно, считает Павел Брызгалов. По его мнению, архитекторы, безусловно, должны учитывать уже сложившуюся среду и гармонично увязать с ней свой проект. Но разница между новыми домами и создаваемой в них средой и былой застройкой (особенно если речь идет, скажем, о 70-х годах прошлого века) все равно будет очень заметна, даже при полном копировании элементов дизайна. Потому что, как поясняет эксперт, в новом проекте обязательно будут предусмотрены уже совсем другие жизненные сценарии клиентов, подходы к благоустройству, инфраструктуре, наполнению дворовых пространств и даже регулированию автотрафика.