Зелень под окном помогает продавать
Зелень под окном способна поднять продажи буквально до 20 %. У девелоперов поменялся подход к благоустройству территорий — сейчас озеленение стала одной из важных составляющих для увеличения конкурентоспособности. Так как наличие зеленых зон в составе жилого проекта за последние годы стали важнейшими критериями выбора для покупателя. По мнению Игоря Кокорева, руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, качественные благоустроенные общественные пространства постепенно становятся все более значимым маркетинговым инструментом при продвижении жилых проектов на рынок. Ярослав Франк заместитель генерального директора ООО УК «ЛАД», специалист в области управления МКД уверен, что благоустроенная придомовая территория, рациональное зонирование и распределение участка вокруг дома – это то, на что обращают внимание 30% покупателей.
Мировая практика
“В Западной Европе и в частности в Швейцарии при создание жилых комплексов зеленые общественные пространства либо сохраняются, либо восстанавливаются и поддерживаются – архитекторы работают с уже существующим потрясающим ландшафтом, парками, природными участками, которые подчеркивают или трансформируют для большего удобства их использования будущими жителями. Например, жилой комплекс Weltpostpark уже в своем названии намекает, что там было сохранена и воссоздана настоящая парковая обстановка,” — говорит Сергей Марков, архитектор, партнер Бюро А4
Высоко цениться жилье с зеленым оазисом в странах с плотной застройкой и дефицитом земли.
“На Кипре земли не много, поэтому застройщики пытаются сэкономить везде — если есть маленький кусочек, его застраивают. Кроме того, практически все зеленые насаждения привозные и достаточно дорогие в уходе в условиях жаркого климата. Так что обширные зеленые зоны можно встретить вокруг дорогих и престижных вилл. Там возводят целые сады с пальмами, кустарниками, лужайками клумбами и пешеходными дорожками. В многоквартирные комплексы, где есть озеленение как правило дороже на 15-20 %”, — рассказывает Марина поповиду международный эксперт по недвижимости на Кипре, основательница Antaria real Estate
“В Китае стараются думать об озеленении, что делает такую урбанизированную застройку более дружелюбной и позволяющей человеку восстанавливать силы и энергию в окружающих мини-парках. Хороший пример Light garden – сад на крыше кондоминиума, расположенный в популярном и многолюдном районе Шэньчжэня”, — отмечает Сергей Марков. В контексте Петербурга эксперт приводит в пример, жилой квартал BoO1 в Мальме. Проект ревитализации бывшей промышленной портовой зоны города с большой программой озеленения территории, зеленого каркаса общественных зон.
Зеленая рентабельность
Впрочем о практичности инструмента в цифрах на рынке мнения экспертов разделились. Так, Вера Стефан считает, что объекты с ландшафтными проектами стоят дороже аналогичных примерно на 10%. “Кто может предложить будущим жильцам района красивый ландшафтный парк или просторные зеленые зоны, тот остается в выигрыше: не только цена, но и темпы продаж в таких проектах заметно выше,” — говорит она. Более оптимистична Екатерина Смагина. «При хорошем ландшафтном дизайне ликвидность дома и квартиры увеличивается на 15-20%, такие предложения пользуются большим спросом”, — подчеркивает она.
Эксперт по инвестициям высказался за рентабельность. “Если обустройство стоит в районе 10 миллионов, это сопоставимо со стоимостью 1-2 квартир. Далее застройщик считает: если я вложу 10-15 миллионов в озеленение и ландшафтный дизайн, то я продам две квартиры и выйду в ноль, если продавать за ту же стоимость. При этом он понимает, что у него скорость или ликвидность будет выше. Кроме того, можно увеличить стоимость на 10-15% только за сквер. Далее экономика зависит от количества квартир в доме, если это клубный дом на 15 квартир, то, наверное, смысла больших вложений нет. Если же это типовое жилье от 100 квартир, то это уже интересно. Если брать типовую застройку, с многими корпусами, то тогда имеет смысл вкладываться, чтобы увеличит ликвидность и скорость продаж”, — говорит Алексей Давыдов, соучередитель УК “ДАЛИ”.
Что-почем?
Рост цен отразился и на себестоимости создания зеленых зон. “По состоянию на конец июля 2022 года, стоимость создания парковой зоны/сквера, увеличилась вдвое. Причиной этому послужили введенные ограничения в отношении России, а качество отечественных материалов, не всегда удовлетворяет,” — говорит Ярослав Франк.
“У нас есть понимание, что сад – это не только высадка растительного материала, но и коммуникации. Если говорить про систему автоматического полива, дренажную систему и освещение, хотя бы минимальное, то на 1 гектара нам потребуется затрат в размере 30 миллионов рублей,» — говорит Татьяна Мамеева, основатель «ЛюксСад» Впрочем, качество парка напрямую зависит от категории объекта жилой застройки — эконом-класс, бизнес-класс, и премиум. “Если касаться растений, то для эконом-класса — это в основном клёны, дёрн, спирея — самые недорогие растения, но их тоже можно сформировать в красивую композицию.
Средний класс — это уже злаковые элементы, хвойные растения и отдельные ландшафтные композиции. В премиум — увеличивается размер саженцев при посадке. То есть, если в среднем, мы берём молодые, неокрепшие растения и за счёт этого экономим, то на премиум уже сразу выбирается качественный посадочный материал,” — говорит Кристина Тураева, руководитель компании по ландшафтному проектированию KTProject. По ее словам, если рассматривать игровые элементы малого архитектурной формы, то в более дорогостоящем жилье можно использовать элементы индивидуального изготовления — амфитеатры подпорные стенки, скамьи, различные навесы индивидуальной формы, которые будут являться частью композиции благоустройства. А если это эконом-вариант, то мы берём готовое типовое оборудование.