Вырваться из кольца промзон: в Москве огромные площади используют ради комплексного развития города
Московская застройка продолжает уплотняться, благо есть куда. В мегаполисе огромные участки простаивают без дела – промышленные зоны, занимающие тысячи гектаров, зачастую практически не используются. На многих производство бросили много лет назад, и с тех пор они или разваливались, или превратились в хаотичные склады и свалки. Но и на них нашли управу. В настоящее время эти территории активно преображаются: на их месте вырастают образовательные учреждения и парки. С начала года на таких участках уже ввели в эксплуатацию 43 объекта.
Так называемый «ржавый пояс» Москвы занимает почти 20 тысяч гектаров. Избавляться от ненужного наследия власти столицы решили двумя путями. Часть промышленных площадок будут использованы под градостроительное развитие, на другой изменят функционал предприятий, направив их на инновационное экологически чистое производство или используя для размещения объектов науки. К примеру, в одной из самых больших промзон «ЗИЛ» (356 Га) появится детский сад, школа, музей и парк.
Таким образом городские власти планируют в том числе и сократить пробки на дорогах. Раскручивая производство на полную мощность, Москва создает новые рабочие места рядом с жильём в отдаленных от центра районах. Это позволит снизить транспортный поток, стремящийся по утрам в центр столицы, а вечером - из него. Сегодня в Центральном округе города сосредоточено 40% рабочих мест Москвы, хотя проживает там только 8% населения. Главными территориями реновации «ржавого пояса» станут: Рублёво-Архангельское, Тушино, Нижние Мневники, Большой Сити, ЗИЛ, Симоновская набережная, Ривер-парк (бывший судоремонтный завод). Будут на этих площадках возводиться и жилые дома, но их суммарная площадь не должна превышать площади зданий, построенных специально под рабочие места.
К сожалению, такой комплексный подход развития территорий пока характерен только для Златоглавой. В Северной столице к аналогичному никак не придут, хотя оба мегаполиса одинаково нуждаются в новых площадях. А ведь промышленных зон в Санкт-Петербурге огромное количество, по площади они вполне сопоставимы с Москвой. Многие питерские объекты давно перестали быть действующими современными производствами, превратившись в склады, кустарные мастерские или офисы.
- Это предприятия и бизнесы, которые в принципе не требуют размещения в производственной зоне, - уверена генеральный директор ООО «Бонава Санкт-Петербург» Мария Черная. - При этом они работают в помещениях, которые зачастую не отвечают санитарным, экологическим нормам, а то и вовсе представляют опасность для жизни и здоровья горожан. Разумеется, возникает вопрос об эффективности использования таких площадок, особенно в историческом центре. Откладывать решение проблемы запустения территорий старых производств, на мой взгляд, дальше нельзя.
В подтверждение этого в прошлом году сгорела «Невская мануфактура», а в этом – рухнул целый этаж полуразвалившегося «Красного треугольника». Однако городские власти по-прежнему не спешат приступить к реновации огромного «серого пояса» в городе на Неве, предпочитая вставлять палки в колеса инвесторам, заинтересованным в развитии таких территорий.

Реновация Горской - тривиальный пример работы редевелопмента промзон в Санкт-Петербурге, когда инвестор, вложивший в проект миллионы рублей, спустя год работы был выдворен с объекта. По новому же проекту нет какой-то конкретики, поэтому эксперты сомневаются в его окупаемости.