Войти в почту

Верховный суд ограничил права физлиц-инвесторов при банкротстве застройщика

До Верховного суда дошло дело дольщика, который не смог получить свои квартиры. Гражданин в 2014 году на этапе строительства купил 30 квартир в Подмосковье у компании «Стройнвест». Должен был получить ключи в 2015 году, но этого, как иногда бывает, не случилось. А в 2020 году застройщик обанкротился. Дом достраивает региональный фонд защиты прав дольщиков. Когда гражданин обратился для включения в специальный реестр, чтобы он потом смог получить свои квартиры, ему отказали. Мужчина прошел несколько инстанций и в итоге проиграл. Суд решил, что гражданин действовал не как обычный покупатель, а как инвестор. Тогда он обратился в Верховный суд. И тот согласился, что доводы предыдущих инстанций были правильными. Но постановил, что такой дольщик все равно может рассчитывать хоть не на жилье, но на компенсацию.

Верховный суд ограничил права физлиц-инвесторов при банкротстве застройщика
© BFM.RU

Будет ли этот вердикт иметь значение для тех, кто покупает недвижимость не для того, чтобы там жить, а для того, чтобы заработать? Вряд ли, считает гендиректор консалтинговой компании MACON Илья Володько:

Илья Володько гендиректор консалтинговой компании MACON «На то они и есть профессиональные инвесторы. Они довольно тщательно выбирают объекты, в которые готовы инвестировать, тщательно отбирают застройщиков. Сегодня, учитывая, что практически все объекты продаются по эскроу-счетам, существенного риска потерять все свои деньги у этих инвесторов нет. Речь скорее идет о тех объектах, которые строились в прошлые годы. Здесь уже те, кто приобрел эту недвижимость, изменить этот факт не могут, поэтому я думаю, что существенно на рынок инвесторов это не повлияет».

По большому счету решение ВС становится важным для инвесторов только тогда, когда банкротится застройщик. Но с учетом того, что вложенные деньги хранятся на эскроу-счетах, опасности потерять их нет. Да и банкротств крупных застройщиков за последнее время не было. А только в этом случае такие инвесторы могут остаться хоть и с деньгами, но без жилья, на росте стоимости которого они рассчитывали заработать.

Совсем другое дело, когда кто-то просто покупает две или три квартиры. Одну — для себя, другую — для родителей, третью — для детей. Такого покупателя тоже можно считать профессиональным инвестором? А если он приобретает квартиры в разных домах, он инвестор или все-таки обычный покупатель? И вот на эти важные вопросы решение ВС ответов не дает, замечает гендиректор СРО «Северная столица» Валерия Герасименко:

Валерия Герасименко гендиректор СРО «Северная столица» «Позиция Верховного суда очень неконкретна. Она просто определяет общий принцип: в случае если ты купил больше чем одну квартиру, ты можешь быть признан профессиональным инвестором и приравнен в правах и в очередности погашения требований к юридическим лицам. Верховный суд, к сожалению, не расписал никаких конкретных критериев отнесения тех или иных лиц в тех или иных ситуациях к профессиональным инвесторам».

С одной стороны, мотивация суда понятна: физлица нередко покупают несколько квартир именно в качестве инвестиции. И при этом имеют такие же права, как обычные покупатели. Если застройщик банкротится, то физлица — третьи в очереди, а остальные кредиторы — в четвертой. И у них гораздо меньше шансов получить жилье. Теперь, согласно вердикту ВС, физлица-инвесторы тоже могут попасть лишь в четвертую очередь и не получить ключи от своих квартир. А с другой стороны, пока нет четких критериев, по которым обычных покупателей будут отделять от инвесторов. И поэтому при покупке больше одной квартиры сразу появляются дополнительные риски.