Региональные депутаты о концессиях: «Объектов мы не видим, а возмещать должны»
В малом зале регионального парламента помимо комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности почти в полном составе собрались председатель заксобрания Андрей Шимкив, сразу три его заместителя (Андрей Панфёров, Ирина Диденко, Владимир Карпов), три заместителя губернатора (Виталий Голубенко, Сергей Нелюбов и Сергей Семка) и едва ли не половина министров областного правительства.
Министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко рассказал депутатам об исполнении регионального бюджета в первом полугодии 2022 года и о тех корректировках, которые им предстоит принять на ближайшей сессии.
В первом полугодии 2022 года областной бюджет получил 120 млрд руб. дохода, что на 31% больше чем за тот же период прошлого года. Доля собственных средств региона в этой сумме 94 млрд руб. Также Голубенко сообщил, что на настоящий момент риск по недобору налога на прибыль по году снизился с 16 до 9 млрд рублей.
В сентябре правительство предлагает депутатам увеличить финансирование семи направлений: строительство социальных объектов, оказание гражданам бесплатной медицинской помощи, ремонт и благоустройство, в частности, детских оздоровительных учреждений, поддержка педагогам пенсионного возраста и детям-сиротам, поддержка жилищно-коммунальной отрасли, информационных систем и дорожный фонд.
Председатель комитета Федор Николаев попросил министров прокомментировать удорожание на 78 млн руб. строительства фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и перенос сроков их сдачи, поскольку это «интересует каждого депутата на округе». При заложенных в бюджете 14 млн руб на один ФАП цена каждого объекта выросла на 3-6 млн руб.
И.о. министра строительства Алексей Колмаков посетовал, что изменились требования экспертизы, поэтому пока «из экспертизы вышли только по пяти» ФАПам с существенным удорожанием, в том числе из-за геологических и археологических изысканий. «Порядка 24 ФАПов мы в этом году введем из запланированных 45, – пообещал Колмаков. – Хвостики переносим на следующий год».
«Исполнение строительства ФАПов на местах безобразное, – продолжил тему зампред заксобрания Андрей Панферов. – Я недавно приезжал, смотрел. ФАП стоит, а что касается территории – ни в какие рамки не лезет: начиная от гравия величиной с кулак, заканчивая травой, которая должна быть посеяна, и этой травы нет, а за это берутся деньги. Это безобразие. Я понимаю, что вы заложники 44 –ФЗ, но проявляйте принципиальность [на приемке] со стороны министерства».
Наболевшую тему с проектами, реализуемыми в рамках государственно-частного партнерства, докладывал министр экономического развития Лев Решетников. По его словам, техническая готовность четвертого моста составляет 55%, работы идут в соответствии с планами.
«На семь поликлиник получены положительные заключения повторной госэкспертизы, – рассказал Решетников. – Поликлиника №2 – на стадии 36%, №7 – 39%, клиническая консультационная – 35,7%. На поликлиниках №16, №18 и № 22 идут подготовительные работы, подрядчик определен, практически со дня на день начнутся строительные работы. После прохождения госэкспертизы по семи поликлиникам площадь увеличилась и составила 88 137 кв.м. Первоначально она была 72 000 кв. м. Сроки также были сдвинуты. Если изначально планировалось на 2023 год, то сейчас до середины 2024. По стоимости: госэкспертиза показала цены в 19,5 млрд руб с НДС. На момент подписания цена была 7,8 млрд. руб, но это были цены еще 2018 года, т.е четыре года назад». В итоге сумма к возврату возрастает до 27 млрд руб. при кредите 9%, основная составляющая удорожания – кредитные деньги. Правительство рассматривает возможность увеличения сроков по проекту и снижения нагрузки на бюджет.
На строительной площадке инфекционной больницы сегодня ведется монтаж фундамента, металлических конструкций и шести боксированных отделений. Решетников отметил, что по этому объекту в целом поменялось медико-техническое задание, площадь больницы увеличилась на 5,5 тыс. кв. м, «сам объект получился больше и серьезнее, 504 койки». Поэтому сроки постройки были сдвинуты на 9 месяцев, а стоимость по итогам госэкспертизы составила 13,5 млрд руб. Возмещение с учетом кредита составит 16,5 млрд руб.
Еще по семи объектам – поликлиника на Об-ГЭС и 6 школ – идет проектирование, оно завершится в ноябре-декабре текущего года. Параметры этих объектов не менялись.
«Я бы сказала не об отложенных сроках, а о срыве сроков, – заметила министру вице-спикер регионального парламента Ирина Диденко. – По сути, по созданию семи поликлиник сроки истекли в августе месяце. По увеличению стоимости: сравнительный анализ с поликлиниками, построенными по ФЗ-44, показывает, что их стоимость в 1,5 раза ниже, я имею в виду только строительную часть. Если добавить к этому финансовую модель, то получится для бюджета в три раза разница. Наши налогоплательщики должны знать, что за эти поликлиники будет заплачено намного больше. Сейчас мы впервые услышали, какие средства внес частный партнер, до этого ответа не получали. А нужна ли всем этим семи поликлиникам такая перенасыщенность оборудованием? У нас существенные изменения по проектам, в 3-4 раза увеличены и сроки, и стоимость и капитальный грант. Как расценить это с точки зрения 224-ФЗ, с точки зрения защиты конкуренции?»
«Я как гражданин РФ, безусловно, хотела бы видеть ускоренное достижение целей, для которых заключались эти соглашения, - ответила министр юстиции Татьяна Деркач. – Но, с точки зрения законодательства, мы нарушений не усматриваем».
Ирина Диденко напомнила членам правительства, что на строительство шести еще не спроектированных школ осталось 3 месяца, и поскольку школы, очевидно, построены в этот срок не будут, не придется ли региональному бюджету возвращать федеральный грант.
Лев Решетников заметил, что за три года реализации подобных проектов федеральный грант всегда удавалось перенести. Министр образования Сергей Федорчук, сказал, что в устном порядке с федеральным министерством просвещения перенос сроков на 2023 год согласован.
«Вам следует и к 2023-му поторопиться», - отреагировала Диденко.
«Беру цифры из презентации: шесть школ Новосибирска, общая площадь объектов – 91,5 тыс. кв. м, семь поликлиник, общая площадь - 88,6 тыс. кв. м. Площадь примерно одинаковая. В строчке строительно-монтажные работы по 7 поликлиникам, площадь которых меньше, чем школ, – 12 млрд. руб, а 6 школ– 6 млрд. руб. Разница больше, чем в два раза, - посчитал депутат Николай Машкарин. - С моей точки зрения, воплощенная в железе, бетоне и кирпиче цена не может столь разительно отличаться».
«Это первичная стоимость, после госэкспертизы должна быть стать примерно сопоставимой», – пояснил Решетников.
«В 2023 году по семи поликлиникам мы уже будем возмещать концессионеру 573 млн руб., хотя поликлиники будут готовы в 2024 году, - заметил депутат Дмитрий Козловский. - В 2024 году у нас стоит уже 3, 485 млрд руб. Итого за два года 4 миллиарда мы им компенсируем, а поликлиники будут готовы в конце 2024 года. Тем более говорится, что возможно пойдем с увеличением срока. За 2024 год мы всем концессионерам по всем концессиям заплатим почти 9 млрд руб. и в 2025 году 10,5 млрд. руб. А практически половина наказов в программе стоят по выполнению на 2025 год».
Козловский обратил внимание министров, что жителям сельских территорий трудно будет объяснить, что на их наказы нет денег, потому что в Новосибирске строятся концессионные объекты. По мнению депутата, нужно освободить бюджет от выплат возмещений на 2024 и 2025 годы и не платить возмещений концессионерам до тех пор, пока объекты не будут построены.
«Этот разговор не предмет политических торгов, мы просто хотим разобраться в некоторых цифрах и моментах. В рамках часа правительства мы хотим послушать информацию о реализации концессионных соглашений и уточнить механизм. Мы над этим вопросом работаем с правительством рука об руку, конструктивно», - в примирительном тоне высказался Андрей Панфёров.
Комитет по бюджету единогласно принял резолюцию: поддержать решение комитета заксобрания по социальной политике о создании рабочей группы, которая разберется в деталях реализации объектов здравоохранения, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства, а также решение комитета по строительству – заслушать на сессии Законодательного Собрания информацию о промежуточных итогах реализации соглашений ГЧП (концессий) на территории региона и о текущем состоянии строительства объектов.
«У нас должен появиться результат, на примере которого мы сможем сделать работу над ошибками и понять, каким путем нам двигаться дальше, - обозначил журналистам свою точку зрения председатель бюджетного комитета Федор Николаев. - Строить школы и поликлиники, безусловно, необходимо. Но нужен баланс прямых инвестиций и проектов, реализуемых с помощью механизма государственно-частного партнерства, потому что есть программы и проекты, на которые федеральный грант невозможно предусмотреть. На мой взгляд, необходимо проводить обоснование инвестиций. Неважно, поликлиника это или школа. Она будет загружена на 100%? Будет ли эффективно использована? На мой взгляд, сам проект лучше делать за средства региона, относительно стройки – это небольшие средства. Зато получая проект, мы понимаем его стоимость. И понимаем, готовы ли к таким расходам».
Дискуссию депутатов Законодательного собрания НСО по проблеме выполнения концессионных соглашений можно посмотреть в видео:
Кирилл КАНИН