Накопленное противоборство.

Накопленное противоборство.
© Zab.ru

Подхожу к подъезду своего дома и вижу на дверях длинный список задолжников за коммуналку. Из двух десятков квартир подъезда половина числятся в задолжниках. Суммы – от нескольких десятков тысяч до полутора миллионов рублей. Бывает и больше. И ведь не бедный народ живёт в хороших квартирах – солидные с виду люди.

 Деньги не капают - и вода не потечёт

У нас в Забайкальском крае изобретают ноу хау. Заключается он в том, что Министерство, отвечающее за жилищно-коммунальное хозяйство, задумалось – а не создать ли специальное ведомство, которое бы занималось взысканием долгов с населения за коммунальные услуги. Речь не о коллекторском агентстве, такие структуры в этой сфере запрещены законом. Тогда что придумать более благородное? Ну, а пока в министерстве, морща лбы и напрягая воображение, думают, населению тоже не мешало бы задуматься над тем - а не останется ли оно без воды, тепла, канализации и прочих привычных для всех услуг, не платя за них деньги.

А ведь угроза такая есть. В настоящее время долги забайкальцев по ЖКУ приблизились к двум миллиардам рублей. А это и под вопросом ремонт теплоснабжения, канализации, водопроводных сетей, закупка угля для ТЭЦ и многое другое. Вода-то в квартиры приходит не в результате поворота крана, а в результате сложной системы городских коммунальных сетей, на содержание которых нужны деньги.

И ведь не железной и безжалостной рукой работники ЖКХ отключают у неплательщиков тепло и воду. Нянчатся с ними порой, как с детьми малыми, взывая к гражданской ответственности и совести. Вот коммунальщики широко оповестили, что жители Читы, имеющие задолженность, могут заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о реструктуризации долга. Такое соглашение дает должнику возможность получить рассрочку платежа. Договор о реструктуризации представляет собой соглашение между ресурсником и абонентом, которое позволяет разбить сумму долга на несколько частей. Условия договора обговариваются индивидуально, но важно учесть, что текущие начисления должны оплачиваться в срок и в полном объеме.

- Мы всегда готовы к конструктивному диалогу и вовремя предупреждаем об образовавшейся задолженности. Если по каким-то причинам у вас возникли трудности с оплатой услуг теплоснабжения, вы можете заключить такой договор, чтобы долг не продолжал расти. Постараемся подобрать комфортные условия оплаты для каждого. Главное – вовремя связаться со специалистами, - поясняет директор филиала «Читинский Теплоэнергосбыт» Светлана Бурцева.

 Вежливость должна быть двусторонней

Конечно, без повышения тарифов на коммунальные услуги не обойтись, инфляция требует свою дань. Но Федеральный Закон №210-ФЗ ограничивает рост тарифов ЖКХ для населения. При этом предусмотрено, что совокупный платёж гражданина за жилищно-коммунальные услуги не должен превышать 20%. Власть идёт дальше в уступках населению. Наверное, мало кто помнит, что несколько лет назад в нашем регионе краевой властью было принято постановление «О снижении платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги при нарушении сроков и качества их предоставления». Было утверждено также Положение о механизме снижения населению размеров платежей за жилищно-коммунальные услуги при нарушении сроков и качества их предоставления. Например, при перебоях, нарушении сроков и качества обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами производится снижение размеров соответствующих платежей. Убытки от снижения платежей должны возмещаться за счёт организации, виновной в «необеспечении или некачественном обеспечении услугами».  В договоры, заключённые между жилищными и ресурсосберегающими организациями был внесён пункт, предусматривающий порядок возмещения убытков жилищных организаций за нарушение нормативных сроков и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. Если такое допущено по вине жилищной организации, то убытки будут возмещаться за её счёт.

А недавно Госдума приняла закон, который установил двухступенчатую систему санкций для ресурсоснабжающих организаций. Мы ранее ссылались на него, но напомним: при первом нарушении нормативов обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 19 тысяч рублей, на юридический лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, при повторном нарушении – на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей, для юридических лиц – от 50 до 200 тысяч рублей.

В ресторан за бабушкин счёт

Что говорить, неплатежи сильно влияют на качество предоставления коммунальных услуг, но и нареканий со стороны населения много. И тарифы были бы меньше, если бы региональная служба по тарифам не поддавалась на ложные аргументы коммунальных служб и не завышала бы их искусственно. Порой работники ЖКХ и энергетики готовы включать в тарифы даже… собственные застолья в ресторанах.

И это не гипербола, а реальность. Такие факты есть. Они, конечно, не пишут в счетах графу «посещение ресторанов», но зато пишут другой абсурд. Например, нормы на общедомовые нужды рассчитывают так, что лиса Алиса с котом Базилио, ловко обчищившие карманы деревянного Буратино, впору им позавидовать и брать уроки хитрости и лукавства. Некоторые управляющие компании в Чите на одну уборку подъезда пятиэтажного дома закладывают в тариф 60 вёдер воды. Или, например, каждую лампочку в подъезде (даже когда их там и вовсе нет) умножают на 90 киловатт и предъявляют жильцам счёт. Не зря депутаты отмечают: многие жилищно-коммунальные организации фактически заинтересованы не сокращать, а завышать свои издержки и собственные расходы, так как именно сверх этих расходов формируется их нормативная прибыль.

Рыночными отношениями, где рост тарифов сдерживается жёсткой конкуренцией, и не пахнет. Даже в наших региональных программах, касающихся ЖКХ, их составителями закладываются положения, что цены на эти услуги диктуются их себестоимостью. Выходит, что если искусственно накрутить издержки, себестоимость, то и тарифы можно смело повышать. Хотя во всём мире издержки стараются сократить – за счёт новых технологий, сокращения потерь, более дешёвого и качественного сырья, современных предметов труда, рациональной организацией производства и т.д. Тот, кто этого добился – тот и на белом коне! А цены и тарифы диктуются рынком.

В общем, задуматься о цивилизованных отношениях в Забайкальском крае есть причины обеим сторонам – и производителям, и потребителям коммунальных услуг.