В IT-компаниях рассказали, на что тратят деньги, чтобы удержать и сплотить сотрудников

ТАСС, 19 октября. Недавние исследования рынка IT-специалистов, проведенное компанией JOBBY, показали: в 2022 году компании финтех-сферы и цифровых технологий значительно увеличили бюджеты на реализацию проектов, связанных с развитием бренда работодателя и корпоративным обучением. Согласно опросам, одним из основных условий эффективной корпоративной культуры для IT-специалистов является наличие в компании профессиональных сообществ, а также возможность предлагать и реализовывать свои идеи. Дружелюбная атмосфера в офисе для айтишников – это прежде всего командообразование по рабочим интересам. Почему денежные премии и корпоративные праздники уже "не работают", объясняют в официальном пресс-релизе премии и конференции InterComm. У 65% компаний, участвовавших в опросе JOBBY, зарплата в ближайшее время не будет успевать за инфляцией, поэтому создание дополнительной ценности рабочего места для сотрудников IT-сферы становится еще более необходимым и важным.

В IT-компаниях рассказали, на что тратят деньги, чтобы удержать и сплотить сотрудников
© ТАСС

Спринт вместо вечеринки

Уход с рынка зарубежных компаний, дефицит комплектующих, работа над отечественным ПО для формирования технологического суверенитета - все это стремительно изменило IT-отрасль. Айтишники не стремятся к корпоративным развлечениям в традиционном понимании этого слова – с коллегами им "прикольней" не отдыхать, а работать, пусть и в неформальной обстановке. К тому же многие специалисты предпочитают работать удаленно или по индивидуальному графику, поэтому традиционные форматы "командного сближения" внутри компании теряют свою значимость.

Об одном из вариантов плодотворных рабочих встреч за пределами офисного пространства рассказали в компании QIWI.

"Выездной спринт – это совместный выезд команды в отдаленную локацию, где наши сотрудники вместе живут и работают. Отличный способ развить неформальное общение в распределенных командах. Ребята ближе знакомятся, у них появляются общие интересы, работа приносит еще больше положительных эмоций – все это влияет на скорость решения задач и слаженность совместной деятельности. Спринт – это возможность для новых участников команды проявить себя", - отметила Ксения Кораблева.

"А еще такая форма работы помогает синхронизироваться по конкретным задачам. Не включая дополнительные ресурсы контроля, менеджеры без труда получают информацию о проблемах и нагрузке сотрудниках, устанавливают доверительные связи с коллективом. Но главное, выездные спринты очень понравились самим специалистам – для них это маленький праздник несмотря на то, что носит он абсолютно рабочий характер. Для многих это воплощение сегодняшнего мейнстрима — работай, путешествуя", - добавила Валентина Антонова.

Как коммуницировать с ITшниками?

Юлия Когай, Руководитель отдела бренда работодателя и внутренних коммуникаций QIWI: "Все коммуникационные проекты в IT-подразделении – максимально честные и открытые, у нас нет понятия "неудобные вопросы". Люди и взаимодействие между ними важнее процессов и инструментов. Поэтому мы за живое и неформальное общение – как на рабочем месте, так и в рамках активностей внутрикома. Фестивали, комьюнити, хакатоны пятничные спешлы и полезные среды – на этих площадках завязываются те самые горизонтальные связи, которые так важны для бизнеса децентрализованной IT компании. QIWI – компания субкультур. У IT, как и у любого другого подразделения компании, своя среда и самобытность, которые мы поддерживаем и развиваем. В рамках IT- комьюнити проходит масса мероприятий: от встреч по обмену опытом и хакатонов до IT – вечеринок".

Не премией единой

Для работодателя выгодней удержать хорошего сотрудника, чем искать нового – на подбор IT-специалиста в среднем уходит от трех месяцев до полугода. К подобным временным и денежным затратам компании не готовы. Поэтому, охотясь за профессиональными кадрами, работодатели формируют уникальные системы бонусов и поощрений. При этом, как показало исследование, именно денежные бонусы в качестве мотивации для айтишников используются редко.

Правильно заботиться о специалистах и развивать внутрикомандные традиции можно, например, даже через грамотно организованный офис. Кстати, тренд на свободный стиль в одежде, гибкое начало рабочего дня и бесплатные печеньки зародился как раз в IT-компаниях. Именно строители технологического суверенитета страны являются "пионерами" в обкатке внутрикорпоративных "плюшек". Например, в офисе Qiwi есть специальные комнаты для сна и индивидуальные кабинки для онлайн-конференций, в офисе Яндекс.GO – бар со свежими соками и фруктами, в офисе VK на ленинградском проспекте в Москве – собственный фитнес-центр и кинотеатр. В офисе TexTerra комфортная зона с консолью и мягкими пуфами – место проведения еженедельных "болталок", где обсуждаются рабочие вопросы.

Работодатели берут на себя организацию эффективного пространства для своих специалистов, освобождая их от повседневной суеты и экономя время для продуктивной работы.

В то же время hr-аналитики предупреждают, что опасно и переусердствовать с бонусами – ведь работники могут "заиграться". Главная цель корпоративных "печенек" – четкая трансляция ценностей компании, возможность сообщить сотрудникам, что работодатель заинтересован в их развитии и хорошем самочувствии, но при этом ждет от них отдачи.

Надо ли быть айтишником, чтобы понять, что надо айтишнику?

Александр Ильин, Digital Producer, "Лаборатория Касперского", член жюри премии InterComm: "Понятие IT-специалист сегодня очень сильно "размылось": например, я занимаюсь внутренними коммуникациями, моя должность – продюсер, но окружающие все равно считают меня айтишником, потому что я работаю в "Лаборатории Касперского". Да, айтишника может понять только айтишник. Более того: только DevOps-специалист знает, что нужно его коллеге с аналогичным функционалом, как и с тестировщиком на его языке может говорить только тестировщик. Поэтому, конечно, занимаясь внутренними коммуникациями в IT-компании, необходимо разбираться в специфике этой отрасли и потребностях специалистов".

Лариса Рудакова, председатель оргкомитета Премии InterComm: "В шорт-листе Премии InterComm 2022 очень много проектов финтех и IT –компаний, один интереснее и креативнее другого. Это говорит о том, что сегодня компании технологической сферы остро заинтересованы в поиске и удержании качественных IT-специалистов. И перед коммуникаторами этих компаний я просто "снимаю шляпу": они действительно научились говорить с айтишниками на одном языке, понимать их с полуслова и предлагают им в рамках их рабочего пространства самые интересные проекты для саморазвития и обучения, создают реально комфортную атмосферу для творчества в рамках рабочих задач. Меня, например, вдохновил проект одной финтехкомпании, где внутрикомы создали специальную компьютерную игру в стилистике "Игры престолов" для обучения сотрудников. Хакатоны, выездные спринты и кэмпы, различные геймифицированные рабочие задачи и активности – все это сегодняшний день корпоративной культуры IT-компаний".

Напомним, что ТАСС выступает информационным партнером премии и конференция "InterComm 2022".

Возрастное ограничение 18+