Войти в почту

Новосибирские проекты ГЧП уличили в завышении цен и неэффективности: концессии раздора

До результата не доходит Самой крупной является концессия по строительству четвертого моста через Обь в Новосибирске. Концессионер [ООО «Сибирская Концессионная Компания», входит в группу «ВИС»] вносит лишь 10 из 40 миллиардов рублей, требующихся для строительства моста. Но затем соберет в течение 20 лет 47 миллиардов в виде платы за проезд. В случае недополучения дохода разницу будет компенсировать областной бюджет. А самой скандальной стала «мусорная концессия», заключенная в 2016 году с компанией «Экология-Новосибирск», впоследствии вошедшей в группу «ВИС». По этой концессии должны были быть построены два новых мусорных полигона и два мусоросортировочных комплекса. Однако к 2022 году не было построено ничего: областное правительство не смогло определиться с участком для размещения одного из полигонов – мешали протесты местных жителей. Впрочем, это не помешало «Экологии-Новосибирск» получить статус регионального мусорного оператора и стать монополистом на рынке вывоза и переработки ТКО. В начале 2022 года «мусорная концессия» была расторгнута, в данный момент идут конкурсы на две концессии [по мусоростортировочному заводу и полигону]. Кроме того, с «ВИС» были заключены концессии по строительству поликлиник и школ. Именно эти две концессии сегодня вызывают наибольшие нарекания у депутатов Заксобрания. Так, семь поликлиник должны были быть сданы уже в 2022 году. «Это первый крупный ГЧП-проект в сфере здравоохранения России, структурированный по федеральному закону о ГЧП № 224-ФЗ. До 2023 года в столице Сибири будет построено 7 современных медицинских учреждений с общей мощностью около 6,5 тысяч посещений в смену. После этого компания в течение 7 лет будет осуществлять техническую эксплуатацию поликлиник», – до сих пор говорится на сайте «Седьмой концессионной компании» группы «ВИС». Однако проект не только затянулся, но и сильно подорожал – вместо первоначальных 7,8 миллиарда стоимость поликлиник выросла почти втрое – до 19,5 миллиарда рублей. А с учетом выплаты процентов, поликлиники обойдутся бюджету в 27 миллиардов. На данный момент началось строительство только трех поликлиник из семи, и готовы они только на треть. Строительные работы по оставшимся четырем до сих пор не начаты. Спор о компетентности На одном из последних заседаний комитета по ЖКХ Заксобрания депутат Вячеслав Илюхин предложил изъять из концессии те четыре поликлиники, строительство которых еще не началось, и строить их за бюджетный счет. Парламентарии поддержали это предложение. Областное правительство вроде бы согласилось, но неделю спустя идею раскритиковал губернатор Андрей Травников: «Через СМИ слышал такие резкие заявления от некоторых депутатов. Такие заявления я не понял. Вы тогда не к министрам обращайтесь, а идите к жителям Новосибирска и скажите: «Мы приняли решение не строить поликлиники». Уверяю, мы не намерены ни останавливать, ни откладывать сроки их строительства и намерены довести до конца», – отметил собеседник. Губернатор даже обвинил депутатов в некомпетентности: «В 2020 году пришли новые люди, иногда звучат не очень аргументированные, эмоциональные заявления. Во-первых, наверное, не знают предыстории, а во-вторых, накопят опыт, научатся разбираться в вопросах». Это законно? Объекты, которые строятся в рамках государственно-частного партнерства, оказываются в итоге в несколько раз дороже тех, что возводятся за бюджетный счет, рассказал корреспонденту «ФедералПресс» депутат Заксобрания Вадим Агеенко. «Мы не предлагали остановить концессии. Мы предлагали изъять из концессии четыре поликлиники – это стройте так [просто за бюджетное финансирование], а те [начатые] достраивайте по ГЧП. Потому что показала практика, что ваши концессионные цены в два-три раза выше, чем были первоначальные», Вадим Агеенко обратил внимание на то, что согласно постановлению правительства нельзя существенно изменять перечень работ по проектам ГЧП. В концессии по поликлиникам уже после проведения конкурса было добавлено не только новое медицинское оборудование, но и произошло увеличение площадей поликлиник на 30 %. Что, по мнению Агеенко, и потянуло за собой цепочку удорожания. «Получается, я сначала мост хотел построить поперек, а теперь хочу построить вдоль», – подчеркнул депутат. Депутат Заксобрания Вячеслав Илюхин рассказал «ФедералПресс», что уже обратился в правоохранительные органы, но пока не доволен реакцией. «Как можно не заметить схему и не рассмотреть, что на самом деле происходит, когда все тут шито белыми нитками? Я конкретно считаю, что народ [областное правительство] обнаглел и берегов уже не видит. Вот новая поликлиника появилась на горизонте, где 178 миллионов стоит проектирование. Я обзвонил всех проектировщиков – за 30 максимум можно выполнить все проектно-изыскательские работы. Что мне на это ответил Решетников [министр экономики Новосибирской области]? Каждый по-своему считает. Это что – ответ по существу? Если есть возможность сделать дешевле, наверное, надо делать дешевле», – поделился депутат. На вопрос – как получилось, что поликлиники подорожали в три раза уже после заключения соглашения о ГЧП, Вячеслав Илюхин ответил: «Это не ко мне вопрос. Я вообще не понимаю, что происходит. Я считаю, что здесь творится беспредел, на который должны обратить внимание федеральные органы». Фото: пресс-служба Законодательного собрания Новосибирской области

Новосибирские проекты ГЧП уличили в завышении цен и неэффективности: концессии раздора
© РИА "ФедералПресс"