— Анатолий Иванович, как изменилась столица Удмуртии за последние, скажем, 10 лет? Какие наблюдаете изменения?

Народный мэр
© ИА «Сусанин»

— Город существенно изменился, идет большое строительство. И оно принципиально отличается от того строительства, что было раньше, потому что появились интересные архитектурные решения, передовые технологии и разнообразные стройматериалы. Изменения касаются не только новой застройки, но и старых жилых районов, где благоустраиваются дворовые территории. Есть локальные объекты, которые всегда были под пристальным вниманием ижевчан. Это центральная площадь, набережная, парк имени Кирова. И это радует. По формальным показателям социально-экономического развития российских городов Ижевск выше середины находится — это хороший уровень. Много изменений произошло. Но и проблемные моменты есть, которые не находят своего развития. Мы когда-то сами на городском уровне решения принимали, а теперь всё стало сложнее, так как многое изменилось в полномочиях органов местного самоуправления.

— Точечная застройка Ижевска — большая проблема для столичного города. В генеральный план неоднократно вносили поправки. Вопрос, скорее, к действующим властям, как искоренить такой вид застройки?

— До 2000-го года город развивался комплексно, не было ни одного микрорайона, в котором не создавалась бы соответствующая инфраструктура. Каждый микрорайон имел школу, два детских сада. Мы успевали ежегодно, как правило, строить по две новых школы в Ижевске. В 90-е годы мы сдали школ на 12 000 мест. И вот в эти комплексно застроенные районы начали встраивать высотные дома. Точечная застройка порождает множество сопутствующих проблем: дефицит парковочных мест, высокую нагрузку на образовательные организации, поликлиники и т. д. До начала строительства многоэтажных домов нужно в первую очередь думать о системах жизнеобеспечения и социальной инфраструктуре.

— Вы, когда были мэром, прогнозировали, что в час пик будут дорожные пробки в 8-9 баллов?

— Это прогнозировали ещё мои предшественники. Весь город бы давно стоял, если бы они не построили такие широкие дороги. Спасибо за это Михаилу Ефимовичу Зыкову, который 21 год руководил городом. Он видел перспективы и строил широченные улицы, а конкретно Удмуртскую, Кирова, 10 лет Октября и другие. Поэтому мы не испытали таких проблем, какие были, например, в Казани. Им пришлось коренную реконструкцию делать, а у нас эти магистрали до сих пор несут основную нагрузку. Но сейчас положение почти критическое: Ижевску необходимо строить новые дороги. Ситуацию осложняет процесс выкупа земли муниципалитетом под эти цели. И во многом связано это с тем, что местное самоуправление, вопреки 12 статье Конституции, утратило, а точнее лишено возможности в полной мере распоряжаться вопросами местного значения. Тот же генплан Ижевска утверждает республика, разрешение на строительство выдает Минстрой Удмуртии. Я считаю, что это принципиально неправильно, когда полномочия по выдаче разрешений на строительство в городе взяли на себя республиканские власти.

Мне понравилось, что нынешний глава города, озабоченный этими проблемами, создал стратегический совет, членом которого я тоже являюсь. Ведется разработка стратегии развития города, в которой будут обозначены пути решения ключевых проблем и дальнейшие приоритеты.

PIC_1816.JPG

— В современной России систему органов местного самоуправления встроили под требования вертикали власти. Как оцениваете систему местного самоуправления в начале реформы и сейчас?

— Местное самоуправление находит свое предназначение, когда государству очень сложно экономически и политически. В переходное кризисное время Борис Ельцин и Верховный совет страны понимали, что они теряют контроль в управлении государством. И высшая власть срочно сбрасывает полномочия на органы местного самоуправления. Но полномочия без финансового подкрепления. Мы начинаем выкручиваться и выходим из этой сложнейшей ситуации. Спасало то, что у города была собственная доходная база. За счёт этого решали государственные проблемы. Мы и детские пособия, и льготы по оплате ЖКУ выплачивали. Это же колоссальные деньги! Особенно сложно шел процесс передачи ведомственных детских садов в муниципальное управление. Надо было срочно принять на бюджетное обслуживание более 30 тысяч детей. К тому же миллионы квадратных метров жилого фонда промышленных предприятий вместе с долгами переходили под муниципальный контроль. Масштабная работа была проведена!

Самостоятельность местной власти позволяла решать многие насущные вопросы. К примеру, в начале 90-х было много бездомных детей. Нам удалось построить два детских приюта, где беспризорным ребятишкам создали хорошие условия проживания и обучения. Ещё отмечу построенный ижевскими властями полигон по утилизации бытовых отходов. Но объемы потребления заметно выросли, и на данный момент актуальная проблема строительства завода по переработке мусора стоит очень остро.

— Анатолий Иванович, как в 90-е на примере мэрии Ижевска происходило взаимодействие вашей команды? Как обходились без мобильной связи, чатов и т. д.? Молодым людям сегодня это трудно представить.

— Органы местного самоуправления наиболее близки к населению. Чтобы быть избранным мэром, нужно напрямую общаться со своими избирателями. Я прошел все трудовые коллективы, смотрел в глаза людям, и они на меня смотрели и задавали очень конкретные вопросы. С жителями нужно говорить напрямую. В мэрии была налажена система личного приема населения. Я регулярно принимал горожан с их проблемами. Конечно, на это уходило много рабочего времени, но когда приходит человек, то мы чаще всего находили какое-то полезное решение. Работы было очень много. Спасало понимание и слаженное взаимодействие между городскими службами. Помнится, народ, живущий поблизости, интересовался, почему в мэрии по ночам электрический свет не выключают? Отвечаю еще раз: время было такое, надо было оперативно решать неотложные вопросы, поэтому многие коллеги задерживались на рабочем месте допоздна. Решали, к примеру, проблему поставок питания в школы и детские сады по бартерной схеме — доски или кирпич в обмен на молоко. Можете сейчас такое представить?!

Scan0015.jpg

Параллельно шла реформа местного самоуправления. Местные органы организовали работу по приватизации предприятий торговли, бытового обслуживания. Работала городская программа приватизации для ускорения развития предпринимательства и увеличения поступления налогов в городской бюджет.

— Вы сами пользуетесь социальными сетями?

— Интернетом пользуюсь довольно активно. До закрытия Facebook (В России официально запрещена деятельность американской компании Meta, которая владеет Facebook, Instagram, WhatsApp) регулярно туда заходил, но сейчас нет такой возможности. С близкими людьми в WhatsApp в основном общаемся. Деловую переписку веду через электронную почту. Подключаюсь к онлайн-конференциям по мере необходимости.

— Это правда или слухи, что в 90-е годы команда Салтыкова заложила в банк здание мэрии, чтобы выплатить зарплаты бюджетникам?

— Было и такое, времена были сложные. Это реальная история, нам удалось выплатить долги учителям и врачам за счет кредита под залог муниципальной собственности. В то время банковским структурам нужны были повышенные гарантии, и мы сознательно пошли на такой шаг, понимая, что справимся с этой задачей и свои обязательства по выплатам сдержим. Сейчас власти говорят про креативные решения, а нам постоянно приходилось проявлять креатив.

— Вы продолжительное время представляли Россию в европейских организациях. Являлись вице-президентом Конгресса местных и региональных властей Совета Европы в Страсбурге. Какую пользу принесла эта работа Ижевску?

— Городу надо было развивать торговлю с иностранными партнерами, ставить бизнес на экспортный уровень. Для этого требовалось дополнить российское законодательство с учетом общеевропейских юридических норм. Смысл работы нашей делегации в парламентской столице Европы — Страсбурге — и состоял в том, чтобы обеспечить согласованное действие на всех уровнях власти для синхронизации законодательства. Мы продвигали различные программы с привлечением консультантов из Германии, Швеции, Великобритании, Франции. И в то же время мы учились управлять на местах в рыночных условиях, применяя опыт европейских городов.

Мне удалось сделать так, что огромную Россию на заседании Совета Европы представлял наш любимый Ижевск. Вообще со статусом закрытого оборонного города очень сложно проводить какие-либо интеграции за рубежом. Сделана очень полезная работа, она помогла нам продвинуться существенно вперёд в развитии международных связей.

P7300323.JPG

— Анатолий Иванович, Вы побывали во многих городах мира. Какие из них наиболее привлекательны с точки зрения удобства инфраструктуры?

— Конечно, есть города очень высокой культуры. Я удивлялся канадским городам, насколько там всё благоустроено и невероятно чисто. В Норвегии и Швеции города тоже в очень хорошем состоянии. Поддерживают порядок и чистоту, своевременно ремонтируют дома. Привлекают многие города, а Ижевск мне больше нравится.

— Где ваши точки притяжения в Ижевске?

— Я когда-то был студентом, и жили мы с моей женой Людмилой на бульваре Гоголя. И я до сих пор храню симпатии к этому месту. Точек притяжения достаточно много. Мне нравится, что около городской администрации сделали сквер, поставили памятник Шувалову — основателю нашего города. Интереснее стала набережная, Центральная площадь преобразилась.

— Фамилия Салтыков прочно ассоциируется с Ижевском. При этом Ваша малая Родина в Можге. Бываете там?

— Мои лучшие школьные годы там прошли, многое связывает. Частенько бываю в нашей Можгинской школе, на различные мероприятия приглашают. Меня там избирали секретарем комсомольской организации. В составе местной команды стал чемпионом Удмуртии по баскетболу. В 16 лет получил права на вождение мотоцикла. И, что важно, в Можге я получил первую специальность — выучился на токаря 3 разряда. А это уже приличная зарплата, что жениться можно было, семью заводить. Там я научился работать с людьми в коллективах.

— Что бы Вы сами себе хотели пожелать на 75-летие?

— По-прежнему здороветь и оптимистично смотреть на этот мир!

Фотографии из личного архива А. И. Салтыкова.