За 2022 год в Москве было совершено вдвое меньше покупок новостроек бизнес-класса, чем в 2021 году

Первичный рынок жилой недвижимости бизнес-класса Москвы в 2022 году показал антирекорд по количеству заключенных сделок: суммарно за год было продано 10,9 тыс. квартир и апартаментов. Такое значение ровно в два раза меньше показателя 2021 года, а также меньше всех годовых значений предыдущих четырех лет, сообщает компания NF Group.

За 2022 год в Москве было совершено вдвое меньше покупок новостроек бизнес-класса, чем в 2021 году
© Мир квартир
Фото: avaho.ru

Основным фактором, сдерживающим спрос, помимо геополитических потрясений, стал существенный рост стоимости предложения в предыдущие периоды: с начала 2020 года средневзвешенная цена предложения в сегменте бизнес-класса выросла более чем на 50%. Это обусловлено ажиотажным спросом и активной поддержкой рынка – в том числе, за счет субсидирования ипотечной ставки застройщиками, что также отразилось на повышении цен предложения.

Ольга Широкова, партнер, региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF Group: «Сегмент жилой недвижимости бизнес-класса Москвы в последнем квартале 2022 года продолжил трансформацию в сторону рынка «покупателя». Разрыв между ключевыми показателями отрасли – спросом и предложением – увеличился. Основными инструментами адаптации девелоперов к актуальным изменениям являются акции, скидки и другие бонусы, которые к концу года стали применяться практически повсеместно и более открыто. Как показывает опыт предыдущих кризисов, жилье бизнес-класса более подвержено их воздействию из-за особенностей целевой аудитории, и его дальнейшее развитие будет напрямую зависеть от совокупности факторов: макроэкономической и политической ситуации, ипотечных условий, а также умения девелоперов сбалансировать предложение на фоне динамично меняющегося платежеспособного спроса. При этом качественные проекты по разумным ценам и в хороших локациях, особенно не перенасыщенных предложением, традиционно будут востребованы».

На фоне сокращения спроса девелоперы все чаще стали объявлять о стимулирующих акциях в своих проектах. Среди таких акций можно выделать различные варианты рассрочки, ипотеку по субсидированной ставке от застройщика и скидки, достигающие в ряде проектов 30%.

Несмотря на существенное снижение спроса, средневзвешенная цена квадратного метра в сегменте бизнес-класса Москвы продолжила рост в течение 2022 года, увеличившись за 12 месяцев на 11% и достигнув значения в 487 тыс. руб. Тем не менее, данное значение не учитывает скидок, предоставляемых застройщиками. С учетом скидок средневзвешенный показатель на конец 2022 года составил 462 тыс. руб./кв. м, что соотносится со значением I квартала 2022 года, когда стимулирующие акции еще не получили широкого распространения на рынке.