Счетная палата проверила работу московского управления Росимущества

Неэффективной признала работу московского управления . У организации не было точной информации о количестве принадлежащих казне объектов недвижимости, а доходы от нее были недостаточными.

Счетная палата проверила работу московского управления Росимущества
© Российская Газета

Все критерии эффективности деятельности Территориального управления Росимущества в Москве за 2020-2021 годы или являются отрицательными в связи с выявленными нарушениями и недостатками, или не могут быть определены из-за отсутствия данных, констатировал на коллегии Счетной палаты аудитор . Таким образом, деятельность Управления признана неэффективной.

Проверка, в частности, показала, что управление не проводило инвентаризацию находящихся в его ведении объектов федерального имущества. Информация о количестве и стоимости этих объектов, отраженная в балансе управления, не подтверждается данными бюджетного учета и расходится с данными Реестра федерального имущества (РФИ) и других учетных информационных систем (ГИС ЕСУГИ, ЕГРН).

"На 1 января 2022 года в Реестре федерального имущества числилось 6 049 объектов недвижимого имущества казны, а в бюджетном учете управления - 6 262 объекта. Расхождения выявлены и по стоимости объектов. Так, если в Реестре активы оцениваются на 708 млрд рублей, то в бюджетной отчетности управления - на 1,7 трлн рублей", - привел данные аудитор.

Реестр федерального имущества велся с нарушениями: зачастую указывались недостоверные сведения о стоимости объектов, дублировались данные или учитывались объекты с несуществующими адресами. Также управление не соблюдало сроки внесения информации в Реестр и не исключало из него выбывшие из федеральной собственности объекты. В результате ряд числящихся в РФИ объектов казны фактически не являются собственностью Российской Федерации.

Так, в 2020 и 2021 годах было заключено 11 договоров купли-продажи земельных участков, переданных покупателям по актам приема-передачи. На 10 участков правообладателями оформлены права собственности и право собственности Российской Федерации прекращено. Вместе с тем летом 2022 года эти участки из РФИ все еще не были исключены. Также в 2021 году сторонние организации оформили право постоянного бессрочного пользования и являлись пользователями 78 земельных участков. Выборочная проверка показала, что летом 2022 года новый правообладатель в реестре указан только по 7 участкам из 14 проверенных.

Пять списанных строений на улице Красноказарменной, 8 были исключены из РФИ только по прошествии 11 лет, в 2020 году.

"Таким образом, в настоящее время Реестр не является качественным источником данных о федеральном имуществе, а выписки из него не несут достоверной информации при совершении сделок с имуществом, - констатировал Батуркин. - Уже после завершения проверки Управление исключило из Реестра информацию почти о 400 объектах недвижимого имущества, не являющихся собственностью Российской Федерации, а также почти 700 дублирующих карточек учета".

Кроме того, управление пропускало сроки взыскания задолженности по арендным платежам и не выставляло требования о ее уплате, нарушало сроки начисления доходов будущих периодов и возврата в бюджет излишне уплаченных платежей. Это приводило к недопоступлению средств в федеральный бюджет.

Проверка также показала, что приоритетным видом управления имуществом была его передача в хозяйственное ведение или оперативное управление, что не способствовало увеличению доходов бюджета. Более того, выявлены факты использования федерального имущества юрлицами при отсутствии правовых оснований и на безвозмездной основе. При этом свободные объекты казны в коммерческий оборот не вовлекаются, условия для этого не созданы.

В 2021 году управление по поручению вице-премьера осмотрело 7 911 объектов федерального недвижимого имущества, на который зарегистрированы права хозяйственного ведения или оперативного управления. Выявлено 244 неиспользуемых здания общей площадью 271 516,9 кв. м и 203 неиспользуемых помещения общей площадью 163 597,3 кв. м. Однако по итогам проверки в хозяйственный оборот был вовлечен только один объект - здание на улице Старая Басманна, 20, корпус 8 было передано .

"За 2020-2021 годы Управление не заключило ни одного договора аренды зданий и помещений. Сведения о свободных объектах не публиковались, соответственно, у заинтересованных лиц (потенциальных арендаторов) не было доступа к данной информации. При этом следует отметить, что в ходе нашей проверки и после ее завершения Управление провело соответствующую работу и выявило 51 объект, который можно вовлечь в хозяйственный оборот. На сайте Росимущества уже появилась информация о торгах по нескольким объектам", - отметил аудитор.

По итогам проверки Счетная палата рекомендовала актуализировать данные РФИ и сверить их с данными иных информационных систем, а также разместить на официальных сайтах Росимущества и управления информацию об объектах казны, которые свободны от прав третьих лиц и возможны для вовлечения в хозяйственный оборот.

Руководитель Росимущества , в свою очередь, отметил, что основной задачей организации является эффективное управление федеральным имуществом, в том числе - оптимизация состава имущества государственной казны РФ и обеспечение федеральных органов исполнительной власти имуществом для реализации их деятельности. В Москве, являющейся центром сосредоточения всех федеральных органов исполнительной власти, имеется наибольшая потребность в свободных нежилых помещениях для их размещения, и высвобождаемые объекты казны в первую очередь предоставляются ФОИВ и подведомственным им организациям. Дополнительная потребность в размещении ФОИВ по Москве сейчас составляет более 30 тысяч кв. м. Поэтому в план приватизации включаются только не востребованные федеральными структурами объекты.

Концепция управления государственным имуществом и приватизации в РФ утратила актуальность, говорит Яковенко, поэтому в июле 2022 года Росимуществом разработан проект постановления правительства об ее отмене, который согласован с Минфином и в ближайшее время будет внесен в правительство.

С 2020 года Росимущество является участником госпрограммы Минфина "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", и им достигнуты плановые значения всех показателей госпрограммы как в 2020-2021 годах, так и в 2022 году, подчеркивает Яковенко. В частности, территориальным управлением Росимущества в Москве, несмотря на замечание Счетной палаты о недостаточности вовлечения в гражданский правовой оборот объектов казны, за 2020-2022 годы обеспечено поступление доходов от сдачи в аренду участков и недвижимости в размере 11,1 млрд рублей. В 2019-2022 годах столичным управлением Росимущества в Москве заключено 190 новых договоров аренды земельных участков, что привело к увеличению арендной платы на 933,84 млн рублей, в ходе приватизации реализовано 40 объектов казны на 1,1 млрд рублей.

Ответственность за предоставление информации об объектах недвижимого и движимого имущества к учету в реестре федерального имущества возложена на правообладателей, отмечает директор Научно-образовательного центра "Управление государственным и муниципальным имуществом" Института государственной службы и управления . На территориальные органы Росимущества возложена обязанность по проведению экспертизы сведений и документов, представленных правообладателями для учета в реестре, а также по обеспечению ведения реестра, его актуальности и полноты. "Реестр федерального имущества является динамической системой, что накладывает значительную нагрузку на сотрудников территориальных органов Росимущества. Следствием такой динамики, очевидно, являются и перманентно возникающие расхождения данных об объектах федерального имущества у правообладателей и в реестре", - говорит он.

Возникающие расхождения данных о стоимости нефинансовых активов имущества казны РФ в различных системах учета (ГИИС "Электронный бюджет", Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и Реестре федерального имущества (РФИ)) свидетельствуют не об отсутствии достоверного источника информации, а о применении различных методик оценки имущества для различных целей учета. К примеру, в реестре федерального имущества у каждого объекта учитывается несколько видов стоимостей (при наличии) - первоначальная, балансовая, остаточная, кадастровая, оценочная. Информация обо всех видах передается к учету в . При этом к бухгалтерскому учету принимается стоимость по решению Федерального казначейства.

В 2019 году между Федеральным казначейством и Росимуществом было подписано соглашение о взаимодействии, в том числе интеграции в автоматизированном режиме ГИИС "Электронный бюджет" и РФИ. Вместе с тем остается работа по верификации данных. Это огромный объем информации, подчеркивает Данилов. В связи с передачей в 2021 году Федеральному казначейству полномочий по ведению бюджетного учета в автоматизированном режиме в ГИИС "Электронный бюджет" в январе 2022 года разово была передана информация о более чем 500 тысячах объектов имущества казны Российской Федерации. Сейчас проводится пообъектная проверка данных, основной причиной выявляемых расхождений является разная методология ведения учета в РФИ и бухгалтерского учета, осуществляемого Федеральным казначейством, отмечает Данилов.

В ходе проверки деятельности Территориального управления Росимущества в Москве Счетная палата выявила, что причинами исключения объектов из РФИ в том числе указаны "техническая ошибка" или "исключено", говорит директор по земельным отношениям и управлению недвижимым имуществом . В результате соотнесения указанных оснований с прочими основаниями исключения получен высокий процент показателя. Однако при соотнесении с общим показателем количества учтенных в РФИ объектов показатели "технического брака" снижаются до уровня статистической погрешности. Так, даже 50-100 ошибочно учтенных объектов составят всего 0,03-0,06 % от учтенных 180 тысяч объектов недвижимого имущества.

Таким образом, данный показатель может свидетельствовать о достаточно высоком качестве ведения РФИ, в ходе сверки которого технические ошибки действительно обнаружены, но их количество незначительно, подчеркивает Губин.

Ранее в РФИ могла учитываться недвижимость без постановки на кадастровый учет и присвоения номера регистрации права, отмечает Губин. Вследствие этого в реестре могут числиться объекты, которые на данный момент не являются недвижимостью (признаются объектами движимого имущества), не поставлены на кадастровый учет, сведения о которых найти невозможно. В связи с отсутствием документов для исключения этих объектов из учета в РФИ и возможности внесения каких-либо сведений о них объекты продолжают числиться в реестре без указания необходимой информации.