Войти в почту

Подешевеет ли дизель на российских АЗС

В первую неделю февраля цена дизельного топлива (ДТ) на АЗС опустилась на 1 копейку, такие данные приводит Росстат. Мелочь, но до этого ДТ беспрерывно дорожало на протяжении пяти месяцев, и лишь в конце января рост цен приостановился. Причем за это время дизель подорожал на 4 рубля 30 копеек, то есть почти на 8%.

Подешевеет ли дизель на российских АЗС
© Российская Газета

Остановка роста стоимости совпала с введением эмбарго ЕС на импорт наших нефтепродуктов. В Европу мы поставляли в первую очередь именно ДТ - только в ЕС около 25 млн тонн в год. Теперь эти объемы большей частью остаются на внутреннем рынке, поскольку быстро перенаправить их все на другие рынки не получится. Всего в России, по данным Росстата, в 2022 году было произведено 84,7 млн тонн ДТ. В результате эмбарго ЕС внутреннее предложение может вырасти более чем на четверть. Казалось бы, цены должны устремиться вниз, но не так все просто.

В опте ДТ дешевело с начала года, причем на бирже цена достигла минимума в конце января, после чего даже немного подросла. Сейчас на АЗС мы можем видеть реакцию розницы на это снижение в опте, которая традиционно запаздывает на две-три недели. Как отмечает главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин, рано говорить о тенденции, изменение цены на копейку - в пределах статистической погрешности.

Несмотря на прекращение экспорта дизеля в ЕС, его производство в России растет

Стагнация цен на ДТ (а не их снижение) также может быть связана с ростом внутреннего спроса, считает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Косвенно об этом свидетельствует рост производства ДТ, который происходит вопреки сокращению экспорта. По данным ЦДУ ТЭК, экспорт ДТ по итогам 11 месяцев 2022 года снизился на 14,8% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. При этом производство увеличилось на 5,9%. И если в 2021 году в целом доля экспорта ДТ в структуре его производства составляла 50%, то по итогам первых 11 месяцев 2022 года она снизилась до 41%.

Здесь возникает вопрос, почему же тогда ДТ не подешевело в рознице раньше? Причин несколько. Во-первых, цены на российских АЗС очень неохотно идут вниз. Они находятся под жестким контролем государства, и повысить их потом очень сложно. Например, по данным ИГ "Петромаркет", почти весь 2021 год АЗС продавали ДТ в минус, но повысить цену не могли, поскольку в этом случае рост стоимости ДТ сильно обогнал бы инфляцию.

Во-вторых, как отмечет Родионов, на цены оказал воздействие рост акцизов, которые с 1 января были повышены для ДТ на 4% (до 9938 рублей за тонну против 9556 рублей за тонну в 2022 году).

Третьей причиной может быть сезонность различных видов ДТ. В России сейчас образуется избыток летнего и межсезонного ДТ. Зимнее ДТ мы в основном производили для внутреннего рынка, а не на экспорт, поэтому его прекращение не так сильно влияет на цены. В ближайшие месяцы, по мере потепления, на рынке может образоваться избыток предложения ДТ, который надавит и на розничные цены. Если только нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) не начнут сокращать выпуск ДТ.

Такая опасность есть. Большинство НПЗ принадлежит добывающим компаниям, которым в сегодняшней ситуации с санкциями может оказаться выгодней экспортировать сырую нефть, а не нефтепродукты.

Снижение переработки возможно, но в первую очередь оно коснется НПЗ, ориентированных на экспорт (дизеля, мазута, нафты), считает Кокин. На внутренний рынок это особенно не повлияет. Запас его прочности велик, дефицита топлива не возникнет. Скорее, в связи с ограничениями ЕС и G7 на него может быть переброшена часть экспортных объемов.

А это все же означает, что цены должны пойти вниз. Хотя здесь может сыграть роль изменения в правилах регулирования внутреннего рынка. Вполне возможна корректировка демпфирующего механизма для бензина и дизеля. Сейчас его расчет привязан к экспортному нетбэку (цене топлива за вычетом транспортных расходов) в Северо-Западной Европе.

Демпфер выплачивался по итогам каждого месяца - из бюджета нефтяным компаниям за оптовые поставки топлива на внутренний рынок, когда экспортная цена сильно превышает российскую; и компаниями в бюджет за поставки на внутренний рынок, когда это оказывается выгодней экспорта.

Теперь экспорт ДТ в Европу по высоким ценам становится невозможен. В Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) или Африку поставки возможны только с дисконтом, к тому же транспортировка выходит сильно дороже. При этом если демпфер сохраняет привязку к экспортному нетбэку в Северо-Западной Европе, то из бюджета в адрес компаний пойдут выплаты за несуществующую экспортную альтернативу.

Как отмечает Кокин, минфин едва ли готов компенсировать разницу между внутренней ценой и нетбэком, который выше реального. Если российские нефтяные компании не будут больше поставлять нефтепродукты в Европу, имеет смысл использовать цены других рынков. Возможна привязка к корзине цен на рынках АТР, Африки, Латинской Америки.

Если такие изменения произойдут, то с большой долей вероятности они сработают на повышение цен на ДТ в опте, а те, в свою очередь, потянут вверх цены на АЗС.