Владимир Константинов: Тысячи участников СВО получат землю в Крыму

По данным «Медиалогии», председатель Государственного совета Республики Крым Владимир Константинов — самый цитируемый спикер региональных законодательных органов России по итогам 2022-го и первого месяца 2023 года. В эксклюзивном интервью «Парламентской газете» политик рассказал об уже принятых и еще готовящихся резонансных республиканских законопроектах, о национализации крымского имущества украинских олигархов, поддержке участников специальной военной операции, проблемах интеграции новых регионов и многом другом.

Владимир Константинов: Тысячи участников СВО получат землю в Крыму
© Парламентская газета

Мир — народам, землю — солдатам

- Владимир Андреевич, после начала специальной военной операции Государственный совет Крыма принял несколько резонансных региональных законов. Один из них — о выделении бесплатных земельных участков крымчанам — участникам СВО. Сколько человек смогут воспользоваться этой возможностью?

- Точное количество назвать трудно, но счет будет идти на тысячи. Учет граждан, подпадающих под действие принятого закона, ведут органы местного самоуправления. Участник СВО может подать документы лично или через доверенное лицо. Заявителям надо обращаться в администрацию по месту прописки на 24 февраля 2022 года. Формированием земельных массивов, предназначенных для выделения участникам спецоперации, занимаются министерство имущественных и земельных отношений и министерство строительства республики. Участки формируют в Черноморском, Раздольненском, Сакском и Ленинском районах. По поручению главы республики Сергея Аксенова ведомства занимаются обеспечением данных участков коммуникациями — в первую очередь это касается развития дорожной инфраструктуры, электро- и водоснабжения.

Крым первым в России придумал такую форму поддержки участников СВО. На региональном уровне она больше нигде пока не внедрена, но идет работа по разработке аналогичного федерального законопроекта. Земли в России много, и, на мой взгляд, этот ресурс обязательно нужно использовать для помощи ребятам, сражающимся сегодня на фронтах спецоперации.

- Какие еще меры поддержки участников СВО и членов их семей реализует парламент Крыма — как на уровне законопроектов, так и на уровне другой деятельности депутатов?

- Мы поддерживаем наших ребят всем чем можем и в рамках законодательной деятельности, и организуя поставки оборудования, необходимых вещей — тепловизоров, квадрокоптеров, генераторов, газовых баллонов, одежды, обуви, продуктов и многого другого. Крымское отделение партии «Единая Россия» взяло под опеку семьи погибших в СВО военнослужащих, семьи мобилизованных. Мы досконально знаем ситуацию в каждой семье, кому и какая помощь нужна, еженедельно заслушиваем отчет о решении их проблем. Поддержка требуется разная: как материальная, так и юридическая, организационная. Например, в оформлении документов для получения положенных федеральных и региональных выплат в связи гибелью или ранением бойца, пенсии по потере кормильца; оформлении наследства; подключении газа к домовладению; ремонте жилья; оформлении документов на право собственности; устройстве ребенка в детский сад.

Поддержка семей, в которых погиб сын, муж, отец, — наш моральный долг. Мы будем вести эту работу на постоянной основе и в период СВО, и после ее окончания. У людей не должно быть и не будет ощущения брошенных и никому не нужных.

Коломойский, Яценюк, Ахметов и другие

- Еще один резонансный крымский закон — о национализации имущества украинских собственников, поддерживающих ВСУ. Сколько объектов подпадет под его действие? Какие из них самые крупные? Сколько денег будет выручено при их продаже и куда пойдут эти средства? Будет ли эта работа продолжаться в дальнейшем, ведь наверняка часто трудно выявить настоящего собственника того или иного объекта?

- В общей сложности в Крыму национализировано уже около 700 объектов движимого и недвижимого имущества, принадлежавших гражданам Украины, а также недружественных государств, поддерживающим режим Зеленского. По итогам последних решений своего имущества лишились Игорь Коломойский (объекты курортной инфраструктуры в Партените) и его дочь Анжелика Коломойская (отель в Алупке), Арсений Яценюк (кинотеатр «Сатурн IMAX» в Ялте), Ринат Ахметов (земельные участки в Алупке, имущество пансионата «Горняк» в Николаевке, земельные участки и здания Харьковского машиностроительного завода в селе Поповка Сакского района), Сергей Тарута (Альминский завод строительных материалов), Игорь Суркис (движимое и недвижимое имущество футбольного клуба «Динамо» Киев в Феодосии), Нестор Шуфрич (объект незавершенного строительства площадью 4 тысячи квадратных метров и земельные участки в Симеизе), гражданин Литвы Колас Игорис (вилла «Елена» в Ялте) и другие. При этом работа антитеррористической комиссии по выявлению имущества пособников киевского режима в Крыму продолжается. Наш полуостров много лет входил в состав Украины. За это время украинские олигархи обзавелись здесь собственностью, с которой не спешили расстаться и после возвращения Крыма в Россию. Им выгодно вести бизнес на полуострове, который в сравнении с Украиной представляет собой преуспевающий быстрорастущий регион. Сегодня эти люди прячутся за различными аффилированными структурами, в результате чего выявить настоящего собственника очень непросто, но мы не остановимся, пока не вычислим каждого.

Не позволим зарабатывать на нашей земле тем, кто спонсирует убийства наших солдат и мирного населения. Одновременно хочу подчеркнуть, что национализация не означает закрытия предприятий. Они будут продолжать работать, оставляя прибыль на территории Крыма и России. При этом вырученные от приватизации средства — а это десятки миллиардов рублей — пойдут прежде всего на поддержку участников СВО.

- Как вы считаете, можно ли этот крымский опыт распространить на другие регионы, а то и на всю Россию?

- Убежден в этом. Посмотрите, как быстро «разобрались» с собственностью россиян на Украине, в США и Европе. У многих украинских граждан, прямо поддерживающих нацистский режим в Киеве, есть собственность не только в Крыму, но и в других регионах России.

- Можно ли назвать еще какие-то региональные законопроекты, которые находятся в стадии разработки и могут быть интересны для всей России?

- Мы работаем над предложением внести изменения в Уголовный кодекс РФ, которые ужесточили бы наказание за уклонение от воинского учета в период мобилизации, военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий — до лишения свободы на срок от трех до семи лет. Также, на наш взгляд, можно рассмотреть вопрос о предоставлении отсрочки отбывания наказания с перспективой освобождения для тех осужденных, кто изъявит желание загладить вину непосредственным участием в защите Отечества.

Кроме того, уверен, что надо так или иначе «маркировать» людей, которые сбежали из России после начала СВО, — не нужно их сажать в тюрьму или отбирать имущество, достаточно, например, запрета на госслужбу или получение государственных контрактов. На этот счет в обществе есть разные мнения, но представьте себе, что было бы в годы Великой Отечественной войны, если бы кто-то из советских граждан уехал в гитлеровскую Германию.

Чем республики Донбасса отличаются от Запорожья и Херсонщины

- Как идет работа возглавляемой вами Комиссии Совета законодателей РФ по вопросам интеграции новых регионов в правовую систему России? Какие задачи перед ней стоят? Насколько полезен будет новым регионам опыт Крыма, который прошел похожий интеграционный путь?

- В июне планируется провести заседание Президиума Совета законодателей, на котором я выступлю с докладом о ходе интеграции новых субъектов РФ. Работа над ним уже идет. Планирую в ходе подготовки встретиться с представителями новых регионов в Крыму и съездить к ним, чтобы оценить положение дел на месте.

Нужно сказать, что ситуация разная. В Донецкой и Луганской народных республиках получше — там есть региональные парламенты, законодательство, которое сейчас приводится в соответствие с федеральным. В Херсонской и Запорожской областях выборы в региональные парламенты пройдут только в сентябре, им предстоит огромная работа по формированию своего законодательства и вообще всей системы власти с самого низа. Безусловно, здесь очень пригодится наш крымский опыт интеграции в состав России, которым мы охотно поделимся.

Повторюсь, задачи сложнейшие. Переходный период будет очень сложным. Люди тридцать лет жили в другой стране по другим законам. Впереди колоссальный объем нормотворческой деятельности, который будет исчисляться в тысячах законодательных и нормативных актов.

- Одна из важнейших проблем, стоящих перед новыми регионами, — перестройка системы образования. Могут ли крымчане помочь в этом деле?

- Зная реальное положение дел, прежде всего в Херсонской и Запорожской областях, думаю, что нам надо готовиться к серьезному кадровому десанту в эти регионы на всех уровнях, — это касается и сферы образования, и медицины, и управления, и других. Причем участвовать в этом «десанте» будут не только крымчане, но и представители других субъектов РФ. При этом, безусловно, перестройка образования является одной из ключевых задач. Нужно выкорчевать бандеровщину из учебников, школьных и вузовских программ, а самое главное — из мозгов учителей и учеников. Думаю, именно это и является главным условием успешной интеграции новых регионов в состав России.