Расходы на транспортировку готовых автомобилей увеличились в 1,5 раза с 2019 года

Рост в значительной мере был обусловлен увеличением стоимости морских перевозок автомобилей: расходы европейских грузоотправителей в этом сегменте более чем удвоились за отчетный период. Расходы на автомобильные перевозки увеличились на треть, железнодорожные – на четверть, портовая и складская логистика (речь о процессах на стыках, обеспечивающих транзит груза с одного вида транспорта на другой) подорожала более чем на 20%.

Расходы на транспортировку готовых автомобилей увеличились в 1,5 раза с 2019 года
© РЖД-Партнер

Согласно индексу, расходы европейских грузоотправителей, связанные с морскими перевозками, выросли за период с начала 2019 года по октябрь 2022-го на 113,7%. Основными факторами, обусловившими такое стремительное подорожание, стал рост ставок тайм-чартера специализированных судов и стоимости строительства новых. В III квартале 2022 года стоимость годовой аренды автомобилевоза вместимостью 6,5 условных автомобилей (CEU) достигла $90 тыс. в сутки – это более чем в 6 раз больше, чем в начале 2019-го. Стоимость строительства судна вместимостью 7 тыс. CEU увеличилась за этот период примерно на 40%. Также заметно сказался рост цен на бункерное топливо.

На втором месте по динамике прироста затрат находится сегмент автомобильной логистики: расходы на автомобильные перевозки готовых автомобилей увеличились за отчетный период на 32,8%. При этом для этого сегмента характерен самый большой разброс значений индекса между различными европейскими странами. Наиболее значительно затраты на автологистику выросли в Германии (+39,5%), Польше (+35,3%) и Великобритании (+33%). Минимальный прирост (+21,5%) – в Италии.

В первую очередь подорожание автологистики обусловлено ростом цен на топливо. В среднем по восьми странам стоимость топлива увеличилась почти за 4 года отчетного периода на 40,6%. Сильнее всего (на 64%) дизель подорожал в Германии, наименьший прирост (на 20%) – во Франции.

Также авторы отчета отмечают влияние фактора увеличения стоимости труда. Согласно индексу, за период с начала 2019 года по осень 2022-го зарплаты водителей грузовиков в Польше выросли на 33,8%, во Франции – на 10,4%, в Испании – на 4,3%. Еще одним фактором является нехватка водителей. Согласно исследованию Международного союза автомобильного транспорта (IRU), доля незаполненных вакансий водителей грузовиков в Европе за 2 года, с 2020 по 2022-й, удвоилась. Это отчасти стало следствием выхода Великобритании из состава ЕС, после которого около 20 тыс. европейских водителей покинули страну из-за отсутствия разрешения на работу.

Затраты клиентов европейской логистической индустрии в сфере железнодорожной логистики готовых автомобилей выросли с начала 2019 года по октябрь 2022-го на 24,2%. Лидером по темпам прироста также стала Германия (+29,9%), меньше всего затраты выросли в Италии (+16,9%). Несмотря на то, что 57% европейской железнодорожной сети электрифицировано, а на электрифицированные железные дороги приходится почти 80% грузооборота, авторы исследования также объясняют рост затрат в этом сегменте резким подорожанием топлива. Самый низкий процент электрификации железных дорог – в Великобритании (всего 38% совокупной протяженности сети). В Германии он составляет 61%.

Расходы на складскую и портовую логистику готовых автомобилей в Европе выросли за отчетный период на 21,4%, в основном вследствие увеличения стоимости аренды и покупки земли, а также роста тарифов на коммунальные услуги в условиях энергетического кризиса в Европе.