Галя, у нас отмена. Могут ли у вас требовать предоплату — и не возвращать её при случае
Предоплата — распространённое явление. Чаще всего россияне сталкиваются с ней в бьюти-сфере — как говорится, утром деньги, вечером ноготочки. Ещё предоплату могут потребовать турфирмы или фрилансеры, которые не соглашаются на заказ, пока вы не переведёте им тысячу-другую. В целом их желание понятно — предоплата удержит клиента и не даст ему соскочить с сеанса маникюра или путешествия. Но ведь иногда человек отказывается от услуги не по своей воле, а выплаченные деньги ему никто не возвращает. Законно ли это? Разбирались с юристами. Как закон расценивает услуги Посещение маникюрного салона, заказ турпутёвки, установка натяжных потолков — всё это отличные примеры отношений между заказчиками и исполнителями (один просит что-то сделать, другой выполняет). Они регулируются общими нормами Гражданского кодекса об услугах и подряде , рассказал «Секрету» директор юридической компании «А.Лигал» Юрий Александров. Если клиент — физическое лицо, то в ход идёт и закон о защите прав потребителей. «Дополнительно разные виды услуг регулируются отдельными главами ГК — хранение, перевозка, договор транспортной экспедиции, поручение, комиссия, агентские услуги, доверительное управление и др.», — добавил руководитель проектов ЮФ «Авелан» Максим Потураев. Нужен ли договор Обычно всякие юридические вопросы решаются на бумаге, но в подобных ситуациях физический договор — очень большая редкость. Однако отношения между заказчиком и исполнителем считаются официальными и без бумажек — достаточно подтвердить свои договорные отношения определёнными действиями. Подобные действия называются конклюдентными — они свидетельствуют о том, что человек принимает на себя обязательства, условия которых прописаны в каком-то предложении, отметил в свою очередь юрист судебной практики Вячеслав Калабин. Например, вы написали мастеру в мессенджере с просьбой уточнить стоимость маникюра. Он в ответ прислал прейскурант. Затем вы выбрали услугу и попросили записать вас на конкретные дату и время. Ответным сообщением мастер подтвердил вашу запись. Так возникли договорные отношения, хотя никаких договоров вы не подписывали. «Однако при отсутствии письменного договора могут возникнуть определённые риски для обеих сторон. Например, трудности в доказательстве фактов выполнения работ или оказания услуг, если такие факты будут оспариваться в будущем. Поэтому я всё-таки рекомендую иметь документально зафиксированные факты заключения соглашения между исполнителем и заказчиком (договор, расписка, переписка об исполнении услуг (работ), аудио-, видеоподтверждения) для защиты интересов обеих сторон», — подчеркнул Максим Потураев. Что такое предоплата и как она действует Теперь переходим к собственно предоплате . Представим, что до подтверждения записи мастер просит у вас перевести часть стоимости услуги. Предоплата должна выступить гарантией того, что вы на маникюр всё же придёте — и не сорвёте человеку рабочее расписание. Для клиента здесь тоже есть свои плюсы — например, вы будете уверены, что ваше «окошко» не займёт кто-то другой, а цена услуги не изменится. Так что исполнитель может предложить вам любую предоплату (или аванс, если следовать букве закона) — даже в размере 100% стоимости самой услуги. Дело уже за вами — соглашаться на неё или искать другого специалиста. Могут ли требовать задаток Говоря о предоплате, многие вспоминают ещё и о задатке . Важно знать, что если клиентом выступает физическое лицо, а договорные отношения уже регулирует закон о защите прав потребителей, то задаток требовать не могут. Это объясняется тем, что по закону потребитель вправе отказаться от исполнения договора, который предполагает выполнение каких-то работ или оказание услуг, в любое время без каких-либо негативных для себя последствий. Ограничение такого права будет ущемлять права потребителя, а подобные условия — считаться недействительными. Можно ли не возвращать предоплату/аванс Бывает такое — вы внесли предоплату на условные ноготочки, но в итоге решили не делать маникюр в запланированную дату. Конечно, хотелось бы вернуть деньги, но вот беда — мастер утверждает, что это невозможно (вы ведь проштрафились и не явились). Законно ли это? Нет, но, как говорится, есть нюанс. Исполнитель не имеет права не возвращать предоплату/аванс. Но при этом заказчику придётся возместить исполнителю расходы, если он их понёс, отметил ведущий юрист «Европейской юридической службы» Юрий Аванесов. Например, мастер по маникюру купил специально для вас лак определённого оттенка — в палитре такого не было, а вам захотелось именно его. Тогда, если вы не явитесь в салон, вам всё же придётся заплатить за этот лак (проще говоря, купить его). А вот остальные деньги, внесённые в качестве предоплаты, вам должны вернуть. Другой пример — тренер в фитнес-клубе купил для вас специальный инвентарь, а вы не явились на тренировку, за которую внесли предоплату. Тогда гантели или фитнес-резинки придётся оплатить — и забрать остальные деньги. Также исполнитель может вычесть из предоплаты стоимость уже выполненных услуг. Например, вы заказали у фрилансера редактуру 10 текстов и внесли предоплату. Он уже отредактировал несколько материалов, как вы вдруг передумали и потребовали деньги обратно. За них всё же придётся заплатить, но только если вы довольны качеством текстов. Предоплата и причина отказа от услуги Не забываем про ещё один важный нюанс — почему вы решили отказаться от услуги. Если заказчик не явился по причине, которая никак от него не зависела (например, из-за болезни или сорванного авиаперелета), удерживать предоплату исполнитель не имеет права. Такие инциденты ещё называют обстоятельствами непреодолимой силы, уточнила адвокат МКА «Соколов и партнёры» Вероника Близнец. В такой ситуации стороны либо согласовывают новое время, либо расторгают договорные отношения с возвратом предоплаты. А вот если исполнить услугу не смогли по вине заказчика — например, вы проспали сеанс, — её придётся оплачивать в полном объёме. Остаться с деньгами вы сможете, только если подобная ситуация прописана в договоре. Конечно, даже если случился форс-мажор, мастер может утверждать, что потерял в деньгах из-за вашей неявки, и пытаться забрать предоплату в качестве компенсации. Вот только это незаконно — подобная упущенная выгода считается предпринимательским риском исполнителя, о котором он прекрасно знает. Могут ли оштрафовать за неявку или отказ Вносить в договор (если вы вдруг заключили реальный договор) какие-либо положения о штрафах за неявку и так далее исполнитель не имеет права, если его клиент — физлицо и его защищает закон о защите прав потребителей. В противном случае штрафные санкции возможны, например неустойка за опоздание. Как должны возвращать предоплату По закону о защите прав потребителей предоплату должны вернуть в течение 10 дней с даты, когда вы потребовали деньги назад. Если на отношения сторон этот закон не распространяется, то есть клиент не физлицо, то деньги возвращают либо в срок, прописанный в договоре, либо в течение семи дней с того момента, когда вы потребовали деньги, отметил Юрий Александров из «А.Лигал». Как быть, если предоплату не возвращают добровольно Конечно, это идеальный сценарий — в жизни нередко приходится с боем отбивать деньги. Если исполнитель отказывается возвращать предоплату, хотя у вас есть на это право, то придётся обращаться в суд с иском о взыскании. Не забывайте о сроке исковой давности — он составляет три года, подчеркнула Анна Салютина. Ещё вы можете потребовать штраф в размере 50% от суммы и компенсацию морального вреда. Помимо этого, можно попробовать взыскать проценты за незаконное пользование чужими деньгами. Они рассчитываются по ключевой ставке Центробанка (проценты годовых ). Также исполнитель возьмёт на себя оплату судебных расходов, в том числе оплату услуг юриста истцом, если его вину докажет суд. Кому ещё можно пожаловаться Ещё один способ повлиять на недобросовестного исполнителя — пожаловаться в Роспотребнадзор, отметила эксперт в области договорного права и судебных разбирательств Дарья Петрова. «Он не вправе обязать исполнителя вернуть деньги заказчику, но может наложить штраф на исполнителя за нарушение прав потребителей. Часто разбирательство в Роспотребнадзоре побуждает и стимулирует исполнителя удовлетворить все требования заказчика добровольно, чтобы не довести дело до суда», — пояснила она. Можно ли превратить предоплату в услугу Иногда вам кажется, что вы вносите предоплату, а на деле исполнители её легализуют и превращают в плату за отдельную услугу (иногда всю сумму, а иногда часть). В таком случае вернуть её не получится. Например, исполнитель говорит вам внести деньги в качестве аванса, но называет их платой за предварительную консультацию. Бывают и другие ситуации. Так что стоит заранее проверить, как именно исполнитель относится к предоплате и не считает ли её оплатой какой-то другой услуги, от которой уже не получится отказаться. В то же время такая услуга не может быть просто хитрой попыткой сохранить аванс. «Если будет доказано, что такая услуга не имеет самостоятельного экономического смысла и потребительской ценности для гражданина, то такое условие также будет считаться ущемляющим права потребителя, и в этом случае оплата за такую услугу будет подлежать возврату», — заключил Юрий Александров.