В Нижегородской области появятся дворы без машин: что изменится для жильцов и автомобилистов

Плотная сетка загруженных парковочных мест вблизи каждой новой многоэтажки в Нижнем Новгороде может уйти в прошлое. В области утверждены важнейшие изменения в нормативы градостроительного проектирования. В соответствии с ними количество парковок во дворах будет уменьшено, а в некоторых жилых комплексах и вовсе появятся «дома без машин». Свои автомобили жильцы смогут оставлять на паркингах поблизости. Мы узнали, в чём же будет очевидная польза новых норм для самих нижегородцев. С места на место Вопрос засилья парковок во дворах, которые зачастую «отъедают» полезные метры не только у газона, но даже у детских площадок, в Нижнем Новгороде назревал давно. Многие новые ЖК в областном центре окружены плотной сеткой расчерченных на асфальте прямоугольников – парковочных мест для жильцов. Стоянки находятся рядом с каждым подъездом, в то время как зона отдыха нередко создаётся всего одна на несколько домов. В феврале этого года вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин рекомендовал регионам сократить стандартный норматив определения парковочных мест при строительстве жилья. В противном случае темпы автомобилизации населения всегда будут опережать дорожное строительство. Нижегородская область по числу машин на количество людей находится почти на одном уровне с Москвой – 378 авто на 1 тысячу жителей. С 2010 года этот показатель вырос на 84% и пока не замедляется. Именно поэтому в Нижегородской области были разработаны и на днях утверждены изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования (РНГП). В первую очередь они коснулись парковок. Раньше в региональных нормах было установлено, что при строительстве жилья застройщик обязан предусмотреть парковочное пространство из расчёта 0,7 машиноместа на одну квартиру. Со временем это правило показало свою несостоятельность. Так, в ходе исследования были проанализированы парковки у ЖК «Новая Кузнечиха», «Москва Град» и «Зенит» в ночное время. И выяснилось, что их реальная наполняемость составляет всего от 54 до 56 машин на 100 квартир. «Мы обратили внимание на опыт других регионов, где перешли в расчётах с числа квартир на их квадратуру, – объяснил председатель комитета Заксобрания по градостроительному развитию Василий Суханов. – Ещё одна причина – у нас застройщики перестали строить дешевое жильё. Они включали стоимость машиномест в стоимость жилья». Теперь расчёт в области составит одно парковочное место на каждые 85 кв. м общей площади квартир в многоквартирном доме. Похожие нормативы существуют и в других регионах страны – например, одно место на 86 кв. м в Уфе или на 80 кв. м в Санкт-Петербурге. В Нижнем Новгороде же предлагается перейти к более гибкому определению потребности в парковочных местах. Например, в случае с проектами комплексного развития территорий в заречной части (Автозаводский, Сормовский, Ленинский, Московский, Канавинский районы), а также в Дзержинске, Богородске, Кстове могут действовать нормативы в одно машиноместо на 90 кв. м площади квартир. Впервые в градостроительных нормах региона закрепляется понятие «двор без машин»: свободная зона для отдыха жильцов, а не стоянки. Не строй, где стоишь Если раньше все 100% парковочных мест должны были быть предусмотрены в границах жилого участка, то теперь половина из них могут быть организованы и на расстоянии – в пределах пешеходной доступности 800 метров. Планируется с помощью понижающих коэффициентов стимулировать застройщиков строить в радиусе до 500 метров многоуровневые или подземные парковки. Предполагается, что результатом этих нововведений станет повышение безопасности, экологичности и комфортности придомовых территорий и дворов. «Изменения устанавливают новые стандарты качества жилья в Нижегородской области, – отметил замгубернатора области Сергей Морозов. – Этот документ ждут многие застройщики. Он будет направлен на создание конкурентного рынка строительной отрасли и даст равные возможности развиваться как местным, так и иногородним строительным компаниям. Планируется, что он даст стимул для увеличения объёмов ввода жилья в многоквартирных домах, которое станет доступнее для жителей области». С этого года вся новая застройка в регионе будут вестись по изменённым нормативам. В качестве пилотных рассматриваются проекты комплексного развития территорий. Здесь количество парковок сможет напрямую зависеть от доступности разных видов общественного транспорта. Это позволит преобразить жилые микрорайоны. В планах у правительства Нижегородской области добиться к 2030 году показателя ввода жилья в 0,82 кв. м на человека в год, а в перспективе – и в 1 кв. м. Соответственно, когда увеличатся объёмы жилищного строительства, то и динамика стоимости жилья выровняется – и квартиры станут доступнее. Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как новые нормативы помогут нижегородским застройщикам.