Войти в почту

Самарские власти предлагают не включать в программу капремонта старые дома

В региональном правительстве подготовили предложения и совместно с прокуратурой направили в областной парламент. Суть их в том, что многоквартирные дома с 70-процентным износом и выше просто не смогут оказаться в программе капремонта. Как показала практика, работы в таких МКД очень затратны, но никто не гарантирует, что здание с обновленным фасадом и старыми деревянными перекрытиями не станет вскоре аварийным.

Самарские власти предлагают не включать в программу капремонта старые дома
© Российская Газета

Авторы инициативы считают, что сборы взносов с жителей многоквартирных домов (МКД) с износом основных конструктивных элементов более 70 процентов не покрывают расходы. По данным областного министерства энергетики и ЖКХ, в региональную программу включены 2,5 тысячи таких домов. Аварийными здания не признаны. Комплексный ремонт запланирован до 2025 года. С 2014 года с жителей таких домов собрали взносов на сумму 430 миллионов рублей. А несколько же видов работ оцениваются в сумму более десяти миллиардов рублей. Срок окупаемости ремонта составил бы до 200 лет.

Дом подремонтировали, деньги потратили, а затем принимают решение - снести

К тому же за восемь лет регоператор провел ремонт в 236 домах, которые впоследствии были признаны аварийными, 328,7 миллиона рублей таким образом выброшены на ветер. В Самаре в одном из домов по улице Ново-Садовой залатали крышу, обновили фасад и инженерные системы, потратив 15 миллионов рублей, а теперь выяснилось, что дом могут снести.

Депутат Самарской губернской думы Александр Степанов считает такую инициативу правильной и очень своевременной.

- 70-процентный износ основных конструкций у фактически аварийных домов. Как правило, речь идет о домах до четырех этажей: бараках, двух- и трехэтажках. Для них нужны огромные средства, которые не покрываются взносами жильцов, - подчеркнул он.

Сейчас старые здания находятся в программе капремонта, а что с ними будет, если их исключат из нее? Руководитель регионального центра "ЖКХ Контроль" Виктор Часовских пояснил, что новый статус дом приобретает только после принятия решения в администрации города. Здание проверяют специалисты и при наличии оснований признают аварийным, включают в программу по переселению из аварийного жилья.

А как у соседей?

Юрий Скворцов, сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта в Кемеровской области:

- Считаю, регионам необходимо кардинально решить судьбу домов, которые изношены больше чем на 70 процентов и не признаны аварийными. Если какие-то из них и могут простоять еще не один десяток лет, то все равно требуют срочного капитального ремонта.

Однако многие из этих домов, как правило, малоэтажные, а потому взносов, которые платят жильцы в Фонд капремонта, даже на один вид работ не хватит. А если удается обновить, скажем, кровлю дома, то рассчитываться за нее жильцы будут очень долго. За это время фундамент придет в негодность.

Потому, мне кажется, гораздо логичнее было бы включить проблемные дома в программу сноса аварийного жилья. Но в любом случае начинать следует с мониторинга состояния жилого фонда муниципальных образований.

Мария Заздравных, исполнительный директор регионального центра "ЖКХ Контроль" Омской области:

- Домов, изношенных более чем на 70 процентов, в Омской области очень много. Но просто так исключить такие дома из региональной программы капремонта нельзя. Помимо части 2 статьи 168 ЖК РФ требуются и немалые средства. Ведь все равно не позднее чем через 6 месяцев со дня принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы субъектом РФ должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством. А где их взять? Ведь жилищные права собственников и нанимателей жилых помещений не должны быть нарушены. Возможно, в Самарской области есть некий инвестор-застройщик, который готов осваивать данную территорию. У нас же данный вопрос не обсуждается, так как нет готового решения, что делать с изношенными домами дальше? Реновацию в регионе завели только на одну территорию.

Кирилл Дзюбенко, начальник государственной жилищной инспекции Калужской области:

- В каждом регионе свои нюансы. В Калуге тоже были случаи, когда дома ремонтировали, а потом их признавали аварийными. Сейчас решение принимается по каждому конкретному дому после обследования специальной комиссией всех структурных элементов. Есть ряд домов с износом 80 процентов и выше, но они могут быть отремонтированы капитально. Если все основные несущие элементы в хорошем состоянии, то эти дома могут еще потянуть. То есть надо смотреть, что продуктивнее - отремонтировать дом или признать его аварийным? Ведь, если мы не делаем капитальный ремонт, то надо признавать дом аварийным и расселять людей, причем в ближайшее время.

Если мы не делаем капремонт и не признаем дом аварийным, то непонятно, как в нем люди должны жить? Я за то, чтобы переселить максимальное число людей из аварийного жилья. Только все упирается в финансы.

Подготовили Юлия Потапова, Наталья Граф, Елена Шулепова

Овчинка не стоит выделки

Владимир Лощинин, председатель общественного совета при управлении ЖКХ Пензенской области:

- В Пензенской области еще в 2014 году внесли изменения в региональный закон, позволяющие исключать многоэтажки, в которых износ основных конструктивных элементов - крыши, стен, фундамента - превышает 70 процентов. Однако после принятия поправок легче никому не стало. Сценариев дальнейшего развития события не так много, и все они, как правило, их не устраивают. Во-первых, можно попытаться уменьшить износ дома, снова провести собственную экспертизу и попроситься обратно в Фонд капремонта, но это дорого и долго. На практике никто не идет на то, чтобы за свои деньги ремонтировать крышу многоэтажки или фундамент. Во-вторых, можно начать хождения по инстанциям, чтобы дом признали ветхим и поставили в очередь на расселение. Но ждать придется не один год с текущей крышей и трубами. А переезжать с привычного места на окраину, где выделяют жилье переселенцам, никто не горит желанием. Ну и в-третьих, можно попытаться в судебном порядке оспорить экспертизу, установившую максимальный износ здания. Такие прецеденты были, но если процедура была проведена без нарушений, суды отказывают истцам в удовлетворении требований. Вот и стоят многоэтажные "отщепенцы" никому не нужные, застрявшие во времени. Радует только, что после исключения из программы ежемесячные взносы платить не нужно. Но утешения от этого мало, потому что дальнейшая перспектива совсем не радужная.

Подготовили Наталья Саванкова