Исследования рынка недвижимости, часть II: о счастливых людях и здоровых компаниях

Если два предыдущих исследования, о которых рассказывал BFM.ru, представляли особую важность для топ-менеджмента рынка недвижимости, то два сегодняшних адресованы всем игрокам сферы real estate и их клиентам. Потому что речь в этих исследованиях идет о счастье, здоровье и прочих вещах, традиционно интересных большинству. Даже если слово «счастье» обернуто в не сразу понятный термин «счастьеномика», а после слова «здоровье» следует пояснение — бизнеса.

Исследования рынка недвижимости, часть II: о счастливых людях и здоровых компаниях
© BFM.RU

Ренессанс банк представил свое исследование* «Индекс покупательского счастья», посвященное ощущению счастья у современных россиян. Аналитические выводы были основаны на изучении потребительского опыта, оценки самореализации людей, их удовлетворенности качеством жизни и целого ряда других критериев. Как считают авторы работы, главный потребительский фактор 2023 года — спрос на положительные эмоции, и исследование ставило целью выявить, как выглядит сегодня «круг счастья» в понимании наших соотечественников и какие фундаментальные трансформации в нем происходят или уже произошли.

В целом по десятибалльной шкале нынешняя норма, то есть идеально средний уровень счастья жителя России — 6,6 балла, говорится в исследовании. При этом 12% респондентов попали в категорию полностью счастливых, а 13% — в категорию полностью несчастных людей; 26% скорее счастливы, 20% скорее несчастливы, 30% полностью соответствуют норме.

Так называемых ингредиентов счастья у россиян немало, и, отвечая на вопрос «Что сделало вас более счастливым?», жители одних федеральных округов говорили об особой важности личной жизни и секса, других — спорта и зарплаты, третьих — возможностей развития и друзей. А какое место занимает в этом списке недвижимость? Безусловно, одно из лидирующих, подчеркнула в беседе с BFM.ru старший вице-президент Ренессанс банка, руководитель блока «Маркетинг» Ольга Конюшкова.

Ольга Конюшкова старший вице-президент Ренессанс банка, руководитель блока «Маркетинг» «По данным нашего исследования, это можно утверждать однозначно. Если обратиться к общей статистике, то идеальный уровень счастья — это 6,6 пункта из 10, но если мы говорим о тех, кто может позволить себе купить квартиру или дом, то их уровень счастья достигает уже 7,6 пункта. Если мы говорим о тех, кто уже владеет жильем, то наиболее счастливы жители собственных домов и загородных дач. Но вот что интересно: второе место по ощущению себя счастливыми занимают те, у кого есть ипотека. А владельцы собственных квартир замыкают тройку лидеров. Мы немного удивились такому результату — что люди, обремененные ипотекой, находятся на втором месте по уровню счастья, но мы связываем эти данные с тем, что владельцы ипотеки, как правило, люди в самом счастливом возрасте, который, согласно нашему опросу, наступает между 25 и 55 годами».

В разбивке по регионам такой параметр счастья, как собственное жилье и семья, важнее всего для жителей Кавказа, отмечает эксперт. «В Сибири и на Дальнем Востоке респонденты тоже упоминают недвижимость, но далеко не на первом месте. А что касается жителей центральной России, как ни странно, на их уровень счастья пресловутый квартирный вопрос влияния фактически не оказывает», — делится подробностями исследования Ольга Конюшкова.

Практически одновременно с Ренессанс банком маркетинговая платформа Calltouch, банк для предпринимателей и предприятий «Точка» и крупнейшая российская платформа онлайн-рекрутинга hh.ru провели свое исследование и совместно рассчитали* индекс здоровья российского бизнеса в начале 2023 года. В ходе этой работы были проанализированы более 500 тысяч компаний из сферы микро-, малого и среднего бизнеса в 20 различных индустриях. Для расчета индекса (максимальное значение которого 100 баллов) были собраны и обобщены восемь ключевых бизнес-показателей, отражающих финансовое состояние, маркетинговое продвижение и подбор кадров в российских компаниях МСБ.

Конечно, назвать систему анализа безупречной пока нельзя, по крайней мере в недвижимой части точно. Достаточно сказать, что вряд ли стоит объединять в одну группу небольшие или даже микроскопические с предпринимательской точки зрения строительные компании, компании, занимающиеся производством стройматериалов, архитектурные бюро и так далее, называть все это «недвижимостью и строительством» и дальше, определяя бизнес-здоровье отрасли, вести общие подсчеты. Более сегментированное исследование и уж точно выделение девелоперов в отдельную категорию дало бы более серьезную и, скажем так, индивидуальную пищу для «пережевывания». Впрочем, общая температура по больнице тоже бывает показательной, и ее тоже не мешает время от времени измерять.

Как исследование Calltouch, «Точки» и hh.ru описывает самочувствие МСБ на рынке недвижимости? В целом пациент скорее жив, но от идеального его состояние еще далеко. «В сфере строительства и недвижимости индекс здоровья российского бизнеса по итогам первого квартала 2023 года снизился с 59 до 50 баллов. Для всей отрасли вне зависимости от размера бизнеса прошлый год был непростым, о чем свидетельствует и показатель индекса: на конец первого квартала в микробизнесе он составляет 46 баллов, в малом — 59 баллов, а в среднем — 40 баллов. В результате в малом бизнесе падение оказалось наименьшим: в 2023 году можно ожидать продолжения движения отрасли к докризисным значениям».

Девелоперы пока не досчитываются привычного числа обращений от клиентов: как говорят аналитики, в среднем этот показатель на 28% ниже, чем был в первом квартале прошлого года. А вот что касается оборотов компаний, то как раз они показывают положительную динамику, увеличившись в среднем на 13% (рост данного показателя может быть вызван разными причинами, в том числе общим увеличением цен в отрасли или повышением интереса со стороны покупателей после периода «затишья»).

О постепенном восстановлении рынка говорят и растущие темпы найма сотрудников. В первом квартале 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года число открытых вакансий в строительстве и недвижимости в среднем по стране по всем сегментам МСБ увеличилось на 11%. По мнению руководителя службы исследований hh.ru. Марии Игнатовой, рост спроса на персонал объясняется не только потребностью в новых рабочих руках для быстрого возвращения к докризисным показателям, но и внешними причинами. Одна из них — очередная волна оттока из страны трудовых мигрантов, которые традиционно составляют заметную долю сотрудников строительной отрасли.

* Есть в распоряжении Business FM