ИЖС-истории, часть II: на чем выгоднее зарабатывать и на чем правильнее экономить

Нынешним летом 70% россиян планируют обновить дачу или прилегающий к ней участок. На эти цели 35% из них намерены потратить от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, еще 30% — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, 13% — более 100 тысяч рублей, а 22% хотят уложиться в сумму до 20 тысяч рублей. Такие данные были получены в ходе опроса*, проведенного и в преддверии высокого дачного сезона.

ИЖС-истории, часть II: на чем выгоднее зарабатывать и на чем правильнее экономить
© BFM.RU

В частности, 40% респондентов сказали, что собираются построить беседку или веранду, 21% — отремонтировать дом, 15% — облагородить территорию, 13% — поставить забор. Наверное, некоторые в состоянии сделать все это самостоятельно или с помощью родных и друзей, но немалая часть наверняка будет обращаться к профильным специалистам. А это сразу возвращает нас к анализу российского рынка услуг в сегменте строительства и ремонта, который совместно провели исследовательское агентство ORO и «Авито Услуги» и о котором уже шла речь в прошлый раз.

По данным экспертов*, за исследуемый год (с прошлого по нынешний апрель) в среднем выручка исполнителей в сфере ремонта составила около 145 тысяч рублей, а в строительстве — 1256 тысяч рублей в месяц. Средний чек с заказа в сфере ремонта — около 89 тысяч рублей, в строительстве — 430 тысяч рублей, хотя эти показатели, конечно же, варьируются в зависимости от вида услуги, типа провайдера и объема работ. BFM.ru уже приводил слова руководителя категории услуг «Ремонт и строительство» на «Авито» Светланы Филимоновой, по оценкам которой среди заказчиков все больше становится тех, кто ищет исполнителей не для строительства дома «под ключ», а именно для проведения отдельных видов работ.

Эти выводы BFM.ru подтвердили в компании Grand line, занимающей серьезные позиции, в частности на рынке кровельных материалов. По словам ее специалистов, «распределение сил» между новым строительством и ремонтом-реконструкцией — примерно 30 на 70. Поэтому даже тогда, когда домостроение проседало, компания в продажах росла: хоть в квадратных метрах эти продажи считай, хоть в штуках, хоть в чем.

Возможно, нарастающим спросом на специалистов узкого профиля отчасти объясняется и следующая статистика «Авито Услуги»: услуги строительства домов и коттеджей «под ключ» предоставляют 21% всех провайдеров в отрасли, и это заметно меньше, чем, скажем, кровельные работы и работы по настройке отопления, водоснабжения и канализации (по 32%) или строительство фундаментов и возведение бань и саун (по 31%).

С другой стороны, в России становится все больше владельцев земельных участков, и их основной запрос все-таки связан со строительством нового дома или дачи. Как отмечает управляющий выставки домов «Малоэтажная страна» Роман Коняхин, среди посетителей выставки таких землевладельцев примерно 65-70%. «Спрос на готовые дома есть, но предложения на рынке зачастую не соответствует ожиданиям покупателей. Все-таки рынок девелопмента в ИЖС у нас пока еще не развит», — сетует эксперт.

Опросы, проведенные среди посетителей «Малоэтажной страны»*, рисуют следующую картину. Тройка ответов-лидеров: почти 33% респондентов приходят на выставку к конкретной строительной компании, чуть более 28% — просто посмотреть (видимо, что называется, со сверхдальним прицелом), около 12% — выбрать технологию строительства (кстати, с небольшим отставанием на четвертом месте — ответ «посмотреть проекты домов»).

«Если коротко, я бы сказал, что в нашей практике за последние пять лет процент клиентов, заказывающих услугу «под ключ», включая выбор участка, только растет. Я это связываю с тем, что абсолютное большинство заказчиков у нас — это повторное обращение или обращение по рекомендации. Но предположу, что считать это тенденцией рынка, может быть, и неправильно», — продолжает обсуждение темы CEO DRHouse EcoSystem .

Он признается, что точечные обращения в компанию тоже, конечно, были. «Нас просили спроектировать гараж или, например, заказывали только архитектурный проект, а все остальное делали своими силами. У нас бывало и такое, что просили выполнить только косметические ремонтные работы. Когда такие обращения поступают от «наших» клиентов, с которыми у нас уже есть выстроенные отношения, мы зачастую соглашаемся, и это бывает достаточно приятный опыт. Например, мы построили кому-то дом, а потом его маме понадобился ремонт квартиры. А вот когда с подобным запросом на точечные работы приходит первичный клиент, мы, вероятно, просто не возьмемся», — рассказывает эксперт.

Владимир Митин CEO DRHouse EcoSystem «Я могу выделить два типа клиента в нашей практике. Первый понимает, что, заказывая комплексное решение, он экономит свое время и оптимизирует затраты. Чаще всего это люди, которые уже имеют опыт постройки собственного дома или владения другой недвижимостью. Второй тип клиента — скептически настроенные люди, убежденные в том, что, предлагая комплексное решение, мы пытаемся нажиться на них. Они выбирают тактику сэкономить на экспертизе и хотят сделать все сами. Я совершенно не против подобного подхода, но по своему опыту вижу, что это не всегда заканчивается успехом и напоминает самолечение по советам из интернета. А мы все же выступаем за то, чтобы доверять лечение квалифицированным специалистам, поскольку считаем, что важнее всего конечный результат».

В последнее время, по словам Владимира Митина, клиенты предпочитают оптимизацию и более спокойные, приземленные решения, они стали более рационально подходить к дизайну своих объектов недвижимости. «Нас уже почти не просят строить парадные бассейны, кинозалы и бильярдные. Никому уже не нужен эксклюзив, все стали отдавать предпочтение сдержанным интерьерам в скандинавском стиле, выполненным качественно. Какие-то свои стилистические прихоти люди теперь предпочитают реализовывать за счет декора. А такие вещи, как огромные площади, и вовсе уже стали атавизмом. Идет упрощение в части отделочных материалов: мрамор меняют на керамогранит, от лепнины отказываются в пользу простых крашеных стен, используя интересные нестандартные цветовые решения. Больше стало отечественных производителей, которые процентов на 30 дешевле европейских аналогов. И этот тренд возник не год назад, а значительно раньше. За последний год все просто ускорилось», —отмечает собеседник BFM.ru.

«В части экономии мы обычно выступаем в роли экспертов. Мой совет всегда такой: экономить стоит на том, что можно подвинуть или заменить, например на мебели, декоративном освещении, текстиле. А вот экономить на строительных работах, черновых материалах, инженерных системах я не рекомендую. Конечно, клиент может не согласиться с нами, но мы стараемся настаивать на своем», — резюмирует Владимир Митин.

* Есть в распоряжении Business FM