Снабжение жителей Эвенкии теплом и светом требует новых подходов

Депутаты Законодательного Собрания обсудили итоги проверки использования бюджетных средств, направленных для обеспечения тепло- и энергоснабжения северян.

Снабжение жителей Эвенкии теплом и светом требует новых подходов
© Парламентская газета

Контрольная работа

Результаты проверки Счетной палаты обнародовали на совместном заседании двух комитетов: по экономике и налоговой политике и по строительству, ЖКХ и вопросам ГО и ЧС.

Как было отмечено в самом начале, средства выделялись Эвенкийскому муниципальному району в рамках краевой госпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности». Но позже выяснилось, что заявленные в этом документе цели пока в основном только на бумаге и значатся.

Первым делом аудитор Счетной палаты края Оксана Краснопеева сообщила, что Эвенкийский муниципальный район относится к территориям Крайнего Севера, а жителей там чуть меньше 15 тысяч человек. При этом услуги по теплоснабжению на территории, где морозы длятся не меньше 250 дней в году, предоставляют 42 котельные, а энергоснабжение осуществляется от 28 стационарных дизельных электростанций.

Около 5,5 миллиарда рублей составили в 2021—2022 годах бюджетные расходы на сферу ЖКХ по соответствующей краевой госпрограмме.

Как прозвучало, более 40 процентов оборудования, которое используется для теплоснабжения и энергоснабжения, имеет износ свыше 90 процентов. Многим зданиям электростанций необходимы капремонт или реконструкция, а некоторым даже эти меры не помогут.

И все это хозяйство казне в копеечку влетает. В 2021—2022 годах в рамках госпрограммы Эвенкийскому муниципальному району перечислено около 5,5 миллиарда рублей. Основными получателями субсидий были четыре организации, три из которых — муниципальные.

А еще Оксана Краснопеева сообщила, что проверка в очередной раз выявила многочисленные «огрехи» в муниципальных нормативно-правовых актах Эвенкийского района, регламентирующих порядок предоставления субсидий за счет средств краевого бюджета.

«В ходе проверки расходования бюджетных средств выявлены недостатки и нарушения на общую сумму более 129 миллионов рублей, в том числе завышение размера субсидии по коммунальным услугам, вызванное завышением объема поставленного ресурса», — отметила аудитор.

К неэффективным были отнесены расходы в сумме 12 миллионов руб​лей, поскольку приобретенное за счет этих средств регионального бюджета оборудование длительное время не эксплуатируется.

Прозвучало и достаточно много других фактов. А одной из тенденций стало то, что, предоставляя средства субвенции, крае​вой бюджет полностью компенсирует выпадающие доходы организациям, возникающие в связи с применением предельного индекса при оплате населением коммунальных услуг. Но в рамках субвенции по электроэнергии выпадающие доходы компенсируются не в полном объеме. В результате убытки организациям, не возмещенные из бюджета в ​2021—2022 годах, составили около 500 миллионов рублей. Теперь муниципальщики судятся с региональными министерствами.

Главный вывод, который сделан по итогам проверки, — эффективность расходования средств краевого бюджета по этому направлению остается низкой. Для изменения ситуации в правительство и главе Эвенкийского муниципального района направлен ряд рекомендаций.

Ресурсоснабжающие компании вырабатывают больше энергии, чем заложено в действующем тарифе.

Выступая на совместном заседании (в режиме видео-конференц-связи), глава Эвенкийского муниципального района Андрей Черкасов, в частности, отметил: «На территории поселка Тура открыта самая крупная станция по генерации световой энергии, 2,5 мегаватта, за счет инвесторов. Аналогичную программу надеемся внедрить через МП «Байкитэнерго». И пояснил: тепло- и электроснабжение на территории производятся «локально, автономно», и себестоимость их всегда высокая, а еще одна проблема — это цены на топливо.

Ни реформирования, ни модернизации

Напомним, что выработка тепла и электроэнергии на Севере и в отдаленных районах края обеспечивается дизельными генераторами. Чтобы не повышать тарифы для населения, ежегодно из краевого бюджета выделяются средства ресурсоснабжающим организациям. Но денег не хватает на закупку мазута для дизелей, стоимость которого постоянно растет. В результате задолженность организаций, большая часть из которых муниципальные, увеличивается. К тому же ресурсоснабжающие компании вырабатывают больше энергии, чем заложено в действующем тарифе. А когда разницу им не оплачивают, то обращаются в суд.

«Речь идет о сотнях миллионов рублей, которые муниципалитет отсуживает у краевого правительства на постоянной системной основе», — пояснил председатель комитета по строительству, ЖКХ и вопросам ГО и ЧС Алексей Кулеш. Кстати, как стало известно, одно из муниципальных предприятий подало очередной иск в отношении министерства тарифной политики Красноярского края.

Депутат Виктор ​Кардашов напомнил, что в краевой госпрограмме идет речь о «реформировании и модернизации», а делается ли что-то в этом направлении в Эвенкийском муниципальном районе? Ответ был ожидаем: львиная доля денег направляется на компенсацию выпадающих доходов, а на модернизацию и ремонты идет чуть больше семи миллионов рублей. Тогда Виктор Иванович рассказал, что ранее он выдвинул предложение: создать в Эвенкии предприятие, которое будет на месте производить ГСМ, — это позволит сэкономить на транспортировке.

Зампредседателя комитета по строительству, ЖКХ и вопросам ГО и ЧС Елена Пензина сказала, что не готова давать оценку, насколько правы муниципальщики, обратившиеся в суд, после чего отметила: «Если на 60—70 процентов изношены здания, может, нет смысла там делать ремонт? Может, надо признать их ветхими и построить другие? Проблему надо решать комплексно.

Мы на протяжении последних семи лет к этой теме в том или ином виде возвращаемся. Нужна какая-то другая программа, нацеленная на энергоэффективность, и это очевидно».

В свою очередь, депутат ​Андрей Гаюльский поинтересовался, сколько именно теряется средств из-за инфраструктуры, которая находится в плохом состоянии, но четкого ответа не получил.

Пора изменить закон

Отметим, что в 2022-м для решения всех этих проблем была создана рабочая группа во главе с председателем комитета по экономике и налоговой политике Егором ​Васильевым.

«Мы уже неоднократно выходили с рекомендациями по Эвенкии, — напомнил Егор Евгеньевич. — Все достаточно элементарно. Первое — необходимо обеспечивать услугу населению. Второе — конечно, все должно быть значительно эффективнее, чем сейчас. Мы обращались к министерствам, в муниципалитет, нам предоставляли план мероприятий, где значились объединение муниципальных предприятий, обновление базы. Но насколько я понимаю, воз и ныне там».

Для решения проблем была создана в 2022 году рабочая группа в Заксобрании.

Есть вопросы и к министерству тарифной политики. Сегодняшний тариф, по которому платят производителям энергии, не учитывает стоимость топлива, а также растущие потребности потребителей.

По мнению депутатов, пора менять сами подходы, в частности, необходимо ввести новую методику подсчета расходов энергоснабжающих организаций и финансировать их в полной мере. Да и альтернативные источники энергии надо развивать.

Подводя итоги, Алексей Кулеш сказал: есть две задачи — обеспечить эффективное расходование бюджетных средств и создать комфортные условия для проживания жителям Эвенкии. В связи с этим надо предложить региональному правительству совместно с администрацией муниципального района разработать меры по обеспечению эффективного учета и планирования использования денег из казны (и ресурсов в виде топлива). А еще необходимо внести изменения в законодательство.

В свою очередь, Егор Васильев подчеркнул: «До принятия бюджета на следующий год, то есть до осени, необходимо внести поправки в закон о тарифной политике, чтобы он отражал реальную ситуацию со стоимостью производимой энергии».