Затянувшееся «Сотрудничество». Власти ХМАО обещают завершить скандальную суперстройку до конца лета
Власти ХМАО рассчитывают ввести в эксплуатацию один из наиболее известных долгостроев округа – железнодорожный вокзал в Нягани – до конца лета. Такие сроки называют в региональном департаменте строительства и ЖКХ. Между тем, горожане ждут открытия долгожданного и жизненно важного для обеспечения транспортной доступности муниципалитета объекта, возводимого в рамках программы «Сотрудничество», с 2008 года. За полтора десятилетия на стройке сменилось несколько подрядчиков, однако по сей день никто из них не смог завершить работы, а некоторые из участников транспортно-логистического проекта уже ушли в банкротство. В настоящее время на площадке задействовано предприятие «Прайд» из Югорска, но и к его действиям уже возникали претензии. Сейчас чиновники называют новые сроки, обещают еще увеличить количество персонала и информируют о претензионной работе. О конфликте вокруг одного из наиболее известных долгостроев Югры – в материале УралПолит.Ru. Департамент строительства и ЖКХ ХМАО-Югры обозначил ситуацию вокруг строительства железнодорожного вокзала в Нягани, на протяжении 15 лет возводимого в рамках межрегиональной программы «Сотрудничество». Ранее информагенство направило чиновникам запрос с просьбой прояснить предполагаемые сроки окончания работ, а также дать оценку работы подрядчиков. Уточним, изначально к возведению жизненно важного в контексте транспортной доступности объекта было привлечено ООО «Северная строительная компания», которая заключила контракт на 263,7 млн с Управлением капстроительства Тюменской области. За пять лет работ готовность составила порядка 80%, но потом работы на площадке замерли, а фирма была ликвидирована. В дальнейшем на стройку заходили новые подрядчики, и на работы направлялись многомиллионные суммы из казны. Так, в программе «Сотрудничество» фигурировали 42 млн рублей на 2018 год и 320 млн на 2019. При этом какой-либо заметной активности на площадке не наблюдалось, как отмечали местные депутаты. Примечательно, что в 2019 году в Депдорхозе Югры уверяли, что объект должны ввести в строй не позднее IV квартала следующего года, чего так и не произошло. Не был сдан вокзал и к следующему обозначенному сроку – к июлю 2021 года. К тому моменту на площадке появились два новых подрядчика – ООО «СК-Градстрой» из Екатеринбурга и ООО «Прайд» из Югорска. Первая из них, получившая соглашение на сумму около 79,5 млн рублей, после расторжения контракта в октябре 2021 года по инициативе УФАС по Тюменской области была внесена в списки недобросовестных поставщиков услуг, а в мае прошлого года была признана банкротом. В настоящее время, по данным системы «Контур.Фокус», в отношении «СК Градстрой» ведется конкурсное производство. В свою очередь, «Прайд» заключил 2 октября 2019 года с ГКУ Тюменской области «Управление капитального строительства» контракт на 269,1 млн рублей, предполагающий выполнение строительных работ по возведению няганского вокзала. Как следует из вышеуказанных сообщений Депдорхоза Югры, сроки не раз были сорваны. В начале текущего года чиновники обещали закончить стройку к концу весны, но и на текущий момент работы не завершены. Интересно, что в мае прошлого года разорвать соглашение с «Прайдом» требовал заместитель губернатора округа Азат Ислаев, однако сделано это не было. В марте текущего года на объекте побывал депутат Тюменской облдумы Владимир Сысоев, который отметил, что не закончены работы по отделке, установке вентиляции и сентхнического оборудования, а впереди еще прокладка наружного освещения и систем безопасности. При этом на объекте парламентарий увидел не более 15-20 рабочих. Судя по всему, рисков очередного срыва работ опасаются и сейчас, поскольку, как следует из документов Депстроя, подрядчика принуждают к увеличению количества сотрудников на площадке. Тем не менее, в региональном ведомстве сохраняют оптимизм. «Завершение строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства: «Строительство железнодорожного вокзала на станции Нягань» планируется до 30 июня 2023 года. Ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с регламентными сроками нормативно правовых документов, регулирующих градостроительную деятельность в строительстве, не позднее 31 августа 2023 года. В настоящее время общая строительная готовность объекта составляет 95 %. На строительной площадке ежедневно задействовано 40 работников разнопрофильных специальностей, в ближайшее время ожидается увеличение числа специалистов до 50», - заявил изданию конкретные сроки и.о. директора Депстроя и ЖКХ ХМАО Александр Барышев. Представитель департамента отметил, что со стороны Правительства ХМАО-Югры «принимаются все необходимые меры, направленные на завершение строительства объекта, а на площадке для оперативного принятия решений по возникающим вопросам на постоянной основе находятся представители технического заказчика». Надзор за работами осуществляет Управление капитального строительства ХМАО. Длительные задержки в сдаче объекта чиновники склонны объяснять ссылками на влияние пандемии коронавируса, а также экономической нестабильностью, в том числе, спровоцировавшей рост цен на стройматериалы. «Сложности, возникшие ранее при создании объекта <…> «Строительство железнодорожного вокзала на станции Нягань» обусловлены ограничительными мерами, связанными с распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (поставка строительных материалов и оборудования, передвижение населения между регионами и странами). Одним из факторов, повлиявших на строительство объекта, также стала нестабильная обстановка на строительном рынке страны в 2022 году, когда произошел резкий скачек цен на материалы и оборудование», - пояснил управленец. Кроме того, Барышев указал, что со стороны кураторов стройки в отношении ООО «Прайд» проводится претензионная работа. Подтверждением этому может служить процесс, инициированный ГКУ «Управление капительного строительства» Тюменской области, потребовавшего взыскать с компании неустойку в размере более 29 млн рублей. Речь шла о срыве сроков строительства объекта. По итогам рассмотрения дела, включая встречный иск «Прайда», настаивавшего на подписании дополнительного соглашения к контракту, Арбитражный суд Тюменской области вынес в мае текущего года решение в пользу чиновников, удовлетворив требования частично. «Взыскать с ООО «Прайд» в пользу государственного казенного учреждения Тюменской области «Управление капитального строительства» неустойку в размере 11 939 055,32 рубля. В удовлетворении встречного иска отказать», - указано в документах арбитража. Впрочем, у фирмы еще остается время для направления в вышестоящую инстанцию апелляционной жалобы. Вместе с тем из ответа Александра Барышева следует, что на просьбы югорской компании о заключении дополнительного соглашения последовал отказ. Впрочем, деньги – сотни миллионов рублей – на завершение строительства уже выделены. «Какие-либо дополнительные соглашения, увеличение стоимости, с ООО «Прайд» не подписывались. На данный момент распоряжением правительства Тюменской области <…> «Об утверждении детального плана-графика реализации государственной программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа «Сотрудничество» на 2023 год предусмотрено финансирование в размере 208 810,2 тыс. рублей», - следует из ответа Депстроя. Издание также попросило прокомментировать текущую ситуацию депутата местной думы Константина Айдакова. Собеседник агентства не стал рассуждать о вероятных сроках завершения стройки, ссылаясь, что средства на нее выделяются не из городского бюджета, однако описал визуальное положение дел у объекта. «Стройка сейчас идет. Доделывают фасад. Территорию у вокзала заасфальтировали, подъезды к объекту есть. На привокзальной площади уложили плитку и поставили лавочки», - коротко прокомментировал собеседник издания. Тем не менее, на текущий момент точные сроки ввода в эксплуатацию железнодорожного вокзала, в том числе прибытие первых поездов, можно считать открытыми, поскольку они будут зависеть от позиции главного эксплуатанта – ОАО «РЖД», считают собеседники издания, близкие к Депстрою. «Важно не только отрапортовать о завершении стройки. Могут возникнуть претензии от стройнадзора, особенно с учетом того, что вокзал возводят 15 лет разные организации. Да еще и прибавьте время на постановку на баланс РЖД, а это вряд ли займет месяц-два», - считает собеседник издания. Автор: Александр Филиппов