Регионам просят добавить 50 миллиардов на расселение аварийного жилья

В России катастрофическая ситуация с аварийным жильем. Больше 100 миллионов квадратных метров изношены почти на 70 процентов, денег на расселение людей не хватает, а из всех регионов, не считая новые, с государственной программой справляются лишь чуть больше десятка. Где взять дополнительные дотации, как скорректировать сами программы, чтобы привести их в соответствие с новой реальностью, а также не следует ли дополнительно квотировать жителей аварийных домов (например, не давать новые квартиры, если у них есть какое-либо жилье) — обсуждали на круглом столе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда: проблемы и пути их решения» в Госдуме 3 июля. «Парламентская газета» рассказывает подробности.

Регионам просят добавить 50 миллиардов на расселение аварийного жилья
© Парламентская газета

Три миллиона аварийных «квадратов» в год

Член Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Галина Хованская во время заседания назвала ситуацию с расселением аварийного жилья в России катастрофической. По ее словам, чуть менее чем за шесть последних лет — с 2017 по 2023 год — в стране непригодными для проживания в связи с физическим износом признали более 18 миллионов квадратных метров жилой площади. Таким образом, каждый год аварийными становятся около трех миллионов «квадратов». При этом темпы расселения существенно отстают — сейчас этот показатель составляет 65,47 процента.

«Из 71 субъекта Российской Федерации, которых мы опросили перед тем, как созывать круглый стол, только 17 сообщили, что у них нет никаких проблем с расселением, — сообщила Галина Хованская. — Это Москва, Чеченская Республика, Республика Татарстан и еще некоторые. Во всех остальных же зачастую проблемы такие, что вполне могут грозить срывом государственной программы».

В том числе, уточнила парламентарий, в некоторых субъектах обстановка сложилась настолько тяжелая, что там не получить новое жилье рискуют те, кто встал на очередь еще до 2017 года. 

Расселять не дает система

Причин тут сразу несколько — причем лежат они как в финансовой, так и в законотворческой плоскости. Так, по словам Галины Хованской, в России под расселение не попадают так называемые дома блокированной застройки — это когда сразу несколько домов (как правило, малоэтажных) соединяются в ряд и «блокируют» с торцов боковыми стенами. Такие конструкции очень любят строить в пригородах, называя их «таунхаусами». При этом старые «таунхаусы», согласно действующей классификации, не являются многоквартирными домами, а значит, не подлежат расселению. Притом что таких домов полным-полно, например, на Севере России и на Дальнем Востоке, где они когда-то, в советские еще времена, предоставлялись очередникам для улучшения жилищных условий и подлежали приватизации.

«Устанавливая такие ограничения, мы сами загоняем субъекты в такие ситуации, когда они не могут выполнить программу переселения», — констатировала Галина Хованская.

То же самое касается аварийных частных домов — они также не входят в программу по расселению, хотя в сельской местности, например, составляют до 90 процентов всего жилого фонда. 

Есть метры, нет финансов

То, что ситуация с аварийным жильем складывается если и не катастрофическая, то близкая к ней, подтвердила и начальник управления аппарата омбудсмена по защите экономических и политических прав Оксана Малащицкая. Более того, по ее словам, с годами она медленно, но верно ухудшается.

«За 2022 год в аппарат по вопросам расселения аварийного жилья поступило 339 заявок, — поделилась статистикой Малащицкая. — С начала этого года — уже 157. Как правило, это где-то семь-восемь процентов от всего количества обращений, связанных с имущественными правами». 

По словам Малащицкой, вдобавок ко всему прочему никуда не делась и бюрократия: основной поток жалоб связан с медленной и неэффективной работой чиновников на местах, неадекватными сроками расселения, отказами на включение аварийного жилья в адресные программы и так далее.

Наконец, одной из самых острых проблем остается нехватка финансов. Так, например, в последнее время власти все чаще предпочитают покупать квартиры для расселенных напрямую у застройщиков — как сообщили на круглом столе представители Счетной палаты, за последние годы доля этого механизма выросла с 20 до 40 процентов. Но средняя стоимость квадратного метра, которую устанавливает для таких случаев Минстрой и от которой зависят объемы бюджетного финансирования программ, как правило, оказывается ниже реальной стоимости «квадрата» на рынке. А федеральный бюджет помогать не спешит: так, на этот год регионам на расселение аварийного жилья, по данным Минстроя, выделили 24 миллиарда рублей при потребности в 70 с лишним. То есть нужно еще как минимум 50 миллиардов! 

Жилье получат не все

При этом сам Минстрой вовсе не против увеличить финансирование. По крайней мере, об этом на круглом столе заявила директор департамента стратегических проектов министерства Ольга Шарова.

«Действительно, есть проблема в недостаточности финансирования программы, — признала Шарова. — Пользуясь случаем, хочу обратиться к депутатам, чтобы поддержали рекомендации и заявки Минстроя и дополнительно предусмотрели в федеральном бюджете денежные средства на программу по переселению аварийного жилья».

Еще одно предложение, которое высказали участники круглого стола, — жестче обозначать критерии, которым должны соответствовать собственники аварийного жилья, чтобы иметь право на переселение в новые квартиры. В частности, предлагалось снять с очереди тех, у кого есть еще одна квартира или дом, и продвинуть вперед тех, у кого аварийное жилье является единственным.

В скором времени участники обсуждения сформируют список инициатив и предложений для дальнейшей совместной работы над проблемой.