Мини-квартиры и отделка в стиле white-box: застройщики и риелторы рассказали о трендах на рынке недвижимости

Средняя площадь квартир в новостройках существенно сокращается на протяжении нескольких лет. Это связано с бурным ростом цен на первичное жилье, вследствие которого клиенты даже с привлечением заемных средств не имеют возможности приобрести просторные варианты, рассказал управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов.«Так, например, на первичном рынке Москвы за последние пять лет площадь реализуемых квартир уменьшилась на 23,7% – до 53,9 кв. м. Кроме того, на рынке активно развивается формат микроапартаментов – помещений площадью порядка 10 кв. м. Такое жилье реализуется в основном инвесторам-рантье, затем сдающим его в аренду», - рассказал представитель компании.Однако, по его словам, в ближайшие годы эта тенденция может измениться. Сейчас по инициативе «ДОМ.РФ» обсуждается вопрос о дополнительном субсидировании ставок по семейной ипотеке для граждан с детьми, которые хотят купить квартиры площадью от 55 квадратов. Учитывая, насколько популярна данная программа, ее модификация действительно может изменить сложившееся положение, уверен Сырцов.Самой распространенной планировкой стал евроформат, практически вытеснивший с рынка классические квартиры. Постепенно набирает популярность жилье с мастер-спальнями, в которые встроены ванная и гардероб. Выросла до 61,4% и доля квартир с отделкой white box и чистовым ремонтом от застройщика. В 2022 году показатель немного сократился из-за прекращения сотрудничества многих западных компаний с российскими, нарушения логистических цепочек. Однако сейчас объем предложений жилья с отделкой вновь растет. Это опция пользуется большой популярностью, так как ремонт от девелопера выходит дешевле, чем если бы покупатель делал его самостоятельно. Характер отделки также меняется. Застройщики чаще стали предлагать клиентам на выбор различные варианты, например, в современном и классическом стиле, в светлых или темных тонах. Директор агентства недвижимости «Новый Мир» в Санкт-Петербурге Светлана Панькова отметила, что девелоперы предлагают все больше интересных и необычных решений. Это, как уже давно полюбившийся покупателям евро формат: квартиры с кухней-гостиной, квартиры с мастер-спальнями, так и квартиры с сауной, окнами в санузле, террасами или патио.«Самое интересное на мой взгляд решение – квартиры с патио, расположенные в городской черте. Это позволило по-новому взглянуть на варианты на первом этаже. Поменялось и отношение к последним этажам. Покупатели осознали, что чем выше этаж, тем чище воздух, красивее вид, да и соседей сверху нет», - добавила Светлана Панькова.По мнению руководителя агентства SAMPLE и интернет-форума «ПРОНедвижимость» Марии Румянцевой, еще одним трендом можно назвать внедрение системы «Умный дом». Искусственный интеллект помогает, например, экономить электроэнергию и обеспечивать безопасность ЖК. Так устройства на входе отслеживают «своих» жильцов по сетчатке глаза, контролируют въезд машин в паркинг, следят за посторонними на территории комплекса.«Для каждого конкретного ЖК сейчас разрабатывается специализированное мобильное приложение. Со смартфона можно выполнять все больше операций – от вызова специалиста в квартиру до оплаты ЖКУ, от общения в общем чате до персональных скидок в ближайших магазинах», - рассказала Румянцева.Кроме места для колясок, велосипедов и самокатов, по ее словам, у входа застройщики стараются учитывать потребности питомцев. Собакам можно помыть лапы в специально предназначенном месте или обсушить их после дождя. Растет средняя этажность новостроек. Например, в Москве она увеличилась с 20,5 этажей в 2018 году до 27,1 этажей в 2023 году. Широкому распространению небоскребов способствуют современные технологии, которые упростили их строительство. В то же время данный формат жилья пользуется популярностью у клиентов, так как ассоциируется с прогрессом и престижем. Глава агентства «Новый мир» подчеркивает, что этажность зависит в основном от того, на какую категорию ориентируется застройщик, разрабатывая проект. Если основной портрет покупателя – семья с детьми, в жилом комплексе будет меньше этажей и стоимость квадратного метра на более низких будет выше. Если проект ориентирован на молодежь или людей бизнеса, концепция будет прямо противоположной.Меняются и принципы благоустройства. Если раньше рядом с новыми корпусами планировались традиционные прогулочные дорожки со скамейками, то теперь дизайну территории уделяется большее внимание. Цветы, растения и деревья высаживаются только антиаллергенные, площадь зеленых насаждений увеличивается за счет различных двухуровневых зон. На территории появляются приватные зоны, естественные гроты и водоемы, мостики и смотровые площадки, заметила глава агентства SAMPLE.А вот требования клиентов к инфраструктуре проекта зависят от сегмента жилья, заметил Руслан Сырцов. Так, для покупателей массовых новостроек главным образом важно наличие рядом с домом станции метро, муниципальных образовательных учреждений, детских и спортивных площадок, магазинов шаговой доступности. В то же время клиенты премиального и элитного сегмента заинтересованы в удобных транспортных развязках, благодаря которым от дома можно быстро добраться до исторического и делового центра, детских садов и школ с IT-полигонами, благоустроенных парков (желательно приватных), высокобюджетных супермаркетов, салонов красоты, фитнес-центров. «Взыскательному современному потребителю уже недостаточно коммерческой инфраструктуры и детской площадки во дворе. Все чаще в процессе разрабатотки концепции нового жилого комплекса девелоперы стремятся создать больше продуманных практичных пространств: зона коворкинга, клубное пространство для жильцов или санузлы на первом этаже», - добавила Светлана Панькова.