«Наливайки» могут переехать в центры городов и сократить время работы

Установить для общепита такие же правила продажи алкоголя, как и для розничных магазинов. Разрешить жильцам многоквартирных домов самим решать, быть или не быть в их доме питейному заведению и по каким правилам оно должно работать. Запретить торговлю алкоголем индивидуальным предпринимателям и обеспечить прослеживаемость абсолютно всех спиртных напитков от завода до прилавка. Такие предложения члены рабочей группы Госдумы по борьбе с «наливайками» и эксперты обсудили в пресс-центре «Парламентской газеты» 3 июля.

«Наливайки» могут переехать в центры городов и сократить время работы
© Парламентская газета

Площадь и время

С ночными распивочными парламентарии борются давно. Совсем запретить их работу нельзя — это малый бизнес, который кормит тысячи российских семей. Но и порядок наводить надо. В 2020 году в закон об обороте алкоголя внесли поправки, по которым регионы лишились права регулировать время, место и способ продажи спиртного в местах общественного питания. Правила, чаще всего это часы продажи, местные власти могут устанавливать только для розничных магазинов.

Для заведений общепита действует федеральная норма о минимальной площади зала для посетителей в 20 квадратных метров. Регионы могут ее увеличивать, что многие и делают — в большинстве субъектов она составляет 50 «квадратов», — но это все равно не решило проблему ночных распивочных, которые очень мешают жителям, сказала зампред Комитета Госдумы по ЖКХ Светлана Разворотнева. «К депутатам поступает масса обращений на эту тему, поэтому спикер Вячеслав Володин и предложил создать рабочую группу», — напомнила депутат.

Парламентарии изучают предложения регионов. В Заксобрании Архангельской области, к примеру, считают необходимым вернуть местным властям право устанавливать время и способ продажи не только в рознице, но и в кафе. Тогда, уверены архангелогородцы, ночная торговля станет невозможна в принципе.

Алкобизнесмены договорятся с жильцами

Предложение самой Разворотневой — исходить из интересов собственников жилья и позволить им решать, какие магазины или кафе открывать на первом этаже их дома. Для этого нужно провести общее собрание. «Если собственники большинством голосов примут решение закрыть ту или иную точку, то это вето должно приводить к ее удалению», — сказала депутат, добавив, что закрытие — крайняя мера и в большинстве случаев жильцам и владельцам алкобизнеса наверняка удастся договориться. Первые не станут возражать против соседства с «наливайкой», а вторые будут следить за поведением своих клиентов, не допускать мусора, шума и прочего.

Член Комитета Госдумы по безопасности Бийсултан Хамзаев напомнил, что еще одна проблема «наливаек» — продажа через них левого алкоголя. «Во-первых, они работают по заведомо «серой» схеме — в интернете легко найти услуги по открытию такого рода заведений: «специалисты» подробно объяснят, как обойти законодательные ограничения, — рассказал Хамзаев. — Во-вторых, напомню, пресловутый «Мистер Сидр» продали именно в «наливайке». Сегодня огромное количество алкоголя не учитывает ЕГАИС, такие напитки благородно называют слабоалкогольными. Но убивает любая доза спирта: просто одна мгновенно, а другая долго. Учитывать надо весь алкоголь».

Что льется из крана

Одно из предложений, звучавших в рабочей группе, касалось запрета индивидуальным предпринимателям продавать алкоголь. Но тогда такое право получат только юрлица, контроль за которыми более жесткий. Первый зампред Комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев не поддержал эту инициативу, поскольку она лишит средств к существованию очень многих людей.

В законе, считает Гусев, надо четко зафиксировать «третий способ» продажи алкоголя после розничной торговли и услуг общепита, при котором человек приходит как бы в кафе, но не садится за столик, а быстро уходит с бутылкой спиртного, пусть и вскрытой. «Тогда появится возможность жестко регулировать такой способ продажи, то есть эти самые «наливайки», — заключил парламентарий.

Подумать стоит и о географии ночных распивочных. Вряд ли они так уж нужны в спальных районах, а вот в центре для поднятия туристической привлекательности — почему бы и нет, сказала Светлана Разворотнева. «Этот аспект тоже обсуждается, туристическую привлекательность нельзя сбрасывать со счетов», — отметила она.

Строже следить за качеством отпускаемых в «наливайках» напитков считает важным и член общественного совета Росалкогольрегулирования Владимир Ионкин. А если их просто закрыть, это даст огромный толчок нелегальному рынку, поскольку количество желающих выпить ночью вряд ли уменьшится. «Если на полке магазина нет алкоголя, такой магазин не выживает, — добавил эксперт. — В России около 200 тысяч торговых точек и 40 тысяч мест общепита, где предлагают алкоголь. От 20 до 40 процентов из них находятся в жилых домах. Можете представить объем потерь».

Парламентарии до конца думской сессии хотят аккумулировать все имеющиеся предложения, чтобы осенью начать экспертные консультации по подготовке законодательных решений. Ближе к концу года может появиться законопроект, предположила Светлана Разворотнева.