Турпоток переходит на внутренние маршруты, Азию и Латинскую Америку

Россияне чаще выбирают поездки по своей стране, в Китай, Латинскую Америку и Юго-Восточную Азию.

Турпоток переходит на внутренние маршруты, Азию и Латинскую Америку
© Российская Газета

Шантары, Китай и Африка

В России растет спрос на дикие Шантарские острова в Охотском море - одно из самых труднодоступных, но при этом притягательных мест в нашей стране. Были две серьезные попытки основать там поселения. Но климат на архипелаге слишком тяжел для жизни. Поэтому Шантары остались необитаемыми, сохранив девственность природы. А в 2013 году был создан Шантарский нацпарк. Растет интерес к Якутии, популярны экскурсии по Чуйскому Тракту на Алтае. Заметно набирает популярность размещения в кемпингах, гостевых домах и парк-отелях.

Заметно вырос спрос на поездки, в том числе туристические, в Китай: за год на 163 процента, продажи авиабилетов - на 67 процентов. А поисковых запросов о визах в Китай стало больше на 455 процентов, сообщили "РГ" в аналитической службе интернет-сервиса сравнения цен Price.ru.

Также вырос онлайн-спрос на туры в Сингапур - на 65 процентов, в Таиланд - на 52, в Марокко - на 40, на Филиппины - на 39, на Кубу - на 26, в ОАЭ - на 19, в Тунис - на 17, в Индию - на 16 и в Венесуэлу - на 20 процентов. Растет спрос на визы в Японию, Малайзию, Камбоджу.

Более чем в два раза увеличились запросы на туры в Гонконг, Мьянму, Мозамбик, Зимбабве. Эти направления можно считать новинками - ранее они либо не предлагались путешественникам, либо не пользовались спросом, отмечают эксперты.

"Одновременно снизилось число запросов относительно виз и туров в европейские страны и США. Спрос на туры во Францию, Сербию, Болгарию, Албанию, Венгрию, Хорватию, Финляндию сократился наполовину и более", - отметили в Price.ru.

В этом году все популярнее становятся виды активного отдыха. Примерно на 80 процентов вырос спрос на туры, предлагающие восхождения в горы. Востребованы всевозможные экспедиции, джип-туры, поездки на квадроциклах, снегоходах, а также дайвинг.

ИИ в помощь туристам

Развитие туризма на новых направлениях подстегивают информационные технологии. "Правительство делает ставку на развитие автотуризма и круглогодичные курорты на побережье - поручено разработать их концепцию. Возобновляется тренд на пешеходный туризм и продолжает набирать обороты ответственный туризм - экологический, устойчивый, осознанный", - отметила в разговоре с "РГ" директор по развитию туроператора "СканТур" Анастасия Трушина.

Туристическая отрасль активно внедряет искусственный интеллект, обсуждаются возможности обучения и расширения функционала. Можно использовать ИИ для автоматической обработки отзывов от туристов, автоответа и фиксации проблемных точек на маршруте. Для создания виртуальной реальности с дорисовкой картинок на объектах для лучшего погружения. "С помощью автоматических аудиогидов-переводчиков мы могли бы существенно расширить аудиторию за счет иностранных туристов и рассказать миру о красотах России", - говорит Анастасия Трушина.

Развиваются технологические решения для индустрии гостеприимства. После ухода международных компаний разрабатываются отечественные системы онлайн-бронирования размещения. "Также создаются онлайн-сервисы для интеграции и бронирования экскурсионных услуг, мобильные приложения для клиентов гостиничных предприятий", - рассказал "РГ" Вадим Жуков, доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма Государственного университета управления.

Ориентация на собственные курорты

Эксперт добавил, что сейчас в туриндустрии идет процесс своего рода переоценки ценностей. "Стали больше понимать прямые и косвенные выгоды от развития принимающего туризма вместо ориентации на поставку щедрых туристов на чужие курорты", - говорит Вадим Жуков.

Для дальнейшего развития российских локаций стоит обратить внимание на организацию туристических форумов и выставок в принимающем регионе и предоставление льготных условий участия для организаций и их представителей. Можно активнее использовать местные праздники, культурные события, исторических и фольклорных персонажей для создания информационного повода и повышения интереса к локации. Внедрять иммерсивные, то есть с погружением в реальную среду, приемы в организации туристско-экскурсионного обслуживания и развлекательных мероприятий для усиления впечатлений путешественников.

Не стоит недооценивать и промышленный туризм. "За последние три-пять лет на туристический рынок вышло небывалое количество предприятий машиностроения, атомной энергетики, пищевой промышленности, металлургии, горнодобывающего дела, судостроения и многих других, - отметила в разговоре с "РГ" маркетолог компании IBC Corporate Travel Юлия Малецкая. - Если заказчик просит выездное мероприятие в городе, где ни разу не был, то, конечно, ориентир в первую очередь - на обзорные экскурсии. Но если мы формируем культурную программу для города, который заказчику хорошо знаком, тогда промышленный туризм становится источником новых идей".