Интерес к покупке парковочных мест в России вырос за год незначительно, а в Москве спрос на машино-места в новостройках и вовсе упал на 40%

Интерес к покупке парковочных мест в России вырос за год незначительно, а в Москве спрос на машино-места в новостройках и вовсе упал на 40%. Это связано с желанием россиян экономить, считают эксперты.

Интерес к покупке парковочных мест в России вырос за год незначительно, а в Москве спрос на машино-места в новостройках и вовсе упал на 40%
© Российская Газета

Спрос на покупку машиномест в России в первом полугодии 2023 года увеличился на 6% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщает "Авито Недвижимость". Годом ранее (в 2021 году по сравнению с 2020-м) рост был гораздо значительнее - на 35%. Среди крупных городов наибольший рост спроса на машино-места сейчас - в Екатеринбурге (на 41%), Перми (31%), Челябинске (+29%) и Новосибирске (+20%). В то же время он заметно упал в Омске (-30%), Самаре (-10%) и Воронеже (-7%). Средняя стоимость машиноместа выросла за год на 6,5%, до 799 тыс. руб. Самый большой скачок цен был в Перми - с 300 тыс. руб. до 580 тыс. руб. При этом средняя арендная ставка машино-места за год не изменилась.

Спрос поддерживает динамика цен на авторынке, считает руководитель категории коммерческой недвижимости на "Авито" Олег Изотов. "Стоимость автомобилей продолжает расти в связи с ослаблением рубля и повышением утилизационного сбора. Поэтому россияне предпочитают покупать автотранспорт до более значительного подорожания, а вместе с ним также приобретают и машиноместа", - говорит он.

Машино-место покупает лишь каждый одиннадцатый покупатель квартиры комфорт-класса

В Москве покупатели новых квартир стали интересоваться машино-местами гораздо реже, чем годом ранее. Объем сделок с машиноместами упал за год на 40%, сообщает Urbanus.ru со ссылкой на данные Росреестра. Покупатели квартир комфорт-класса все чаще рассматривают приобретение машино-места как необязательную опцию. Если год назад машино-место приобретал покупатель каждой шестой квартиры, то в нынешнем - каждый одиннадцатый. В бизнес-классе соотношение упало с одного машино-места на каждые две квартиры до одного на три квартиры. Только в квартирах премиум-класса наблюдается некоторый рост - в прошлом году продавалось три машино-места на шесть квартир, а в нынешнем - четыре.

Причин такой тенденции несколько, говорит коммерческий директор ASTERUS Вера Стефан. Первая половина прошлого года была стрессовой и кризисной, и многие искали, куда вложить средства, некоторые инвестировали деньги в машино-места. Это тот продукт, который становится все более востребованным с приближением сдачи дома и заселения жителей. Кроме того, жители часто откладывают покупку машино-места на последний момент, а сейчас на рынок выходит много новых объектов на стадии котлована, это тоже может быть причиной такой тенденции. Может повлиять также улучшение работы общественного транспорта, считает Стефан. Чем ближе станция метро или электрички, тем меньше требуется обеспеченность машиноместами.

Главная причина уменьшения спроса на парковки в этом году - снижение покупательской способности, говорит коммерческий директор Time Development Юрий Раловец. Квартиры приобретаются практически на 80% по ипотеке, тогда как паркинг нельзя купить в ипотеку, никакие стимулирующие инструменты на это предложение не действуют. Могут быть лишь акции со стороны застройщика типа "купи квартиру и получи машиноместо в подарок". Инвесторы редко покупают машино-места, отмечает он, паркинг - продукт для внутреннего потребления, только для жителей жилого комплекса.

Тенденция такова, что покупатели берут квартиры меньшей площади, отказываются от балконов и гардеробных и хотят, прежде всего, решить жилищный вопрос, говорит основатель управляющей компании Smarent Виктор Зубик. А машино-место - скорее, уже роскошь и не самая необходимая покупка. При этом строительство паркинга - это одна из самых дорогих частей стройки и самая невыгодная. Поэтому застройщики стали сокращать количество машиномест в продаже. Влияют и ставки по ипотеке, добавляет Зубик. Если раньше кредит на нежилое помещение можно было взять под 8-10%, то сейчас это уже более 12%.

В Минстрое ранее отмечали, что строительство двух этажей подземных парковок увеличивает себестоимость дома на 30%. При этом, как сообщали в НОСТРОЙ, продаются машино-места медленно, в течение нескольких лет после сдачи дома. Вице-премьер Марат Хуснуллин и Минстрой неоднократно призывали регионы уменьшать нормативы по количеству парковочных мест в новостройках и вместо этого развивать общественный транспорт.

А как в Москве

В непростые времена люди экономят не только в регионах: москвичи, планируя покупку машиномест, рассчитывают именно на приобретение городской собственности. Цены на такие места в паркингах гораздо ниже, чем в среднем по рынку. По словам заммэра Владимира Ефимова, по сравнению с прошлым годом спрос на такие машиноместа вырос в два раза. С января по июнь уже реализовано 5 тысяч таких мест.

Город продает такие места через электронные аукционы. Располагаются такие парковки как в подземных паркингах, так и в многоуровневых гаражах. В среднем на каждый лот претендуют по три покупателя. Чем популярнее и престижнее район столицы, тем выше конкуренция на торгах. Например, на одно машиноместо на бульваре Маршала Рокоссовского претендовали 46 москвичей. Ажиотаж легко объяснить: если средняя цена машиноместа по рынку в Москве сейчас составляет более миллиона рублей, то на городских торгах она более чем в два раза ниже.

А в домах, построенных по программе реновации, по решению мэра Москвы Сергея Собянина горожанам из снесенных домов, которые переезжают в новые квартиры, при покупке машино- места в подземном паркинге еще и предоставляется 40-процентная скидка. Как сообщил руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов, только за первое полугодие этого года переселенцы купили на таких условиях 1051 машино- место, а всего с начала старта программы уже 5245 машино- мест.

Подготовил Сергей Буланов