Как изменится маркировка органической продукции

В России расширили список официальных обозначений для сертифицированной органической продукции - недавно принят Федеральный закон об уточнении ее маркировки. Сегодня производители таких товаров могут использовать только само слово "органический", его сокращения и производные. С 1 сентября 2024 года у них появятся новые возможности, а также обязанности: полезные качества товаров под принятыми обозначениями придется подтверждать.

Как изменится маркировка органической продукции
© Российская Газета

В перечень названий для органики внесли еще семь определений: "эко", "био", "биологический", "биодинамический", "экологический", "экологически чистый" и "зеленый". Зачем это нужно? Как поясняют разработчики закона, для устранения недопонимания. Дело в том, что перечисленные обозначения и так широко использовались в рекламе и торговле. Но доказывать органическую чистоту продукции с такими названиями по закону не требовалось. И зачастую под экологичными вывесками продавались товары, напичканные "химией". В результате страдал очень важный рынок органики, отмечают эксперты.

- Сегодня многие потребители озабочены качеством продуктов, поэтому законодательство становится строже, - комментирует инженер-эколог компании "Серконс" Анна Воронина. - И это хорошо, поскольку маркетинговые уловки часто вводят потребителя в заблуждение. Увидев на упаковке обозначение "эко", он верит, что продукт полностью безвреден и даже полезен. Благодаря новым нормативным актам подобные слова можно будет использовать только на товаре, который им полностью соответствует, а не включает лишь некоторые элементы так называемой "экологичности".

По словам эксперта, сегодня среди производителей растет спрос на оформление добровольных сертификатов соответствий и разрешений на применение экомаркировки.

Органический рынок в России пока невелик, однако в последнее время активно развивается. Такую продукцию производят в 50 субъектах РФ. В основном это плодородные южные и центральные регионы, но в списке есть и пять северо-западных.

Ознакомиться с такими производителями и товарами можно в специальном органическом атласе, доступном на сайте Роскачества. Например, Вологодская область там представляет сертифицированные каши и иван-чай. В Калининградской области производят экологичную агробионику (коноплю, гречиху, конопляное масло и жмых) и детское питание. На Новгородчине наладили выпуск органического сена, меда, овсяных хлопьев, кроликов и другой продукции. В Ленобласти выращивают овощи без "химии", а в Петербурге делают органическую водку.

Казалось бы, это уже немало, ведь по всей стране органика занимает пока всего один процент рынка. Но даже при беглом изучении этого атласа можно найти ниши, которые могли бы занять арктические регионы СЗФО.?Это, например, производство северных ягод и других дикоросов, а также продукции из них. Согласно атласу, в других регионах АЗ РФ сертифицировали не только морошку, бруснику и клюкву, но даже листья рябины и осины.

По оценкам специалистов, ситуация для производства "зеленой" продукции сейчас очень благоприятная. В России утвердили Стратегию развития органического производства до 2030 года, для заинтересованных фермеров и предприятий вводятся меры поддержки.

В итоге в 2022 году в стране произвели на 46 процентов больше органики, чем в предыдущем. Органические сертификаты и специальный знак - белый лист на зеленом фоне - получили уже 300 товаров.

- Рынок органики растет во всем мире, эта тема носит, можно сказать, хайповый характер, - отметил директор отделения по связям с РФ продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Олег Кобяков на Невском международном экологическом конгрессе. - А впервые об органическом сельском хозяйстве заговорили в начале XX века. Важным этапом стал запрет дуста в ЕС после выявления отрицательного воздействия агрохимикатов на окружающую среду и здоровье человека.

Сегодня органическая продукция очень востребована за рубежом. Когда-то в России хотели "завалить" органикой весь мир, но она нужна прежде всего для насыщения внутреннего рынка, считает Олег Кобяков.

По мнению диетолога-консультанта Алексея Кабанова, развитие этого рынка сдерживает прежде всего нежелание консервативных производителей внедрять новейшие биотехнологии и включаться в экоповестку. Мешало и обилие маркетинговой экомаркировки, которая добавлялась на товары просто ради моды и дополнительной рекламы. Но есть надежда, что новый закон изменит ситуацию, сделав маркировку более информативной и достоверной.

Еще год, до вступления в силу нового закона, вся органика будет продаваться по прежним правилам

Увеличить долю органики на рынке поможет ее популяризация, считает директор предприятия по производству сертифицированного хлеба Яков Резников:

- Еще одна задача - обеспечение ценовой доступности. Сегодня такая продукция стоит несколько дороже обычной. Но при массовом потреблении эта проблема может решиться: по законам рынка вырастет число производителей и на фоне конкуренции снизится цена, - рассуждает специалист.

Производители также предлагают сделать наличие органического сертификата приоритетным условием закупки продуктов для школ, детсадов, больниц и других госучреждений.

Отметим, что до сентября 2024-го, когда вступят в силу новые варианты маркировки, все органические продукты будут продаваться по прежним правилам.

Тем временем

Как поясняет инженер-эколог Анна Воронина, органическая продукция - это прежде всего экологически чистая сельскохозяйственная продукция или сырье, производство которых регламентировано федеральным законом. Он предусматривает обособление производства, запрет на применение агрохимикатов, ГМО, применение ионизирующего излучения, использование биологически опасных средств для борьбы с вредителями, определенных пищевых добавок и другие условия.