Валерий Абсалямов: «Хороший риелтор должен руководствоваться правилом двух «П» – порядочностью и профессионализмом»

— Валерий Ахметович, что сподвигло вас связать свою жизнь с риелторством, причем, тогда, когда даже права собственности на квартиры не было? 

— Это случилось в марте 1989 года. На площадке у обменного бюро при Горисполкоме Казани на улице Миславского каждую субботу собирались люди, которые пытались решить свой жилищный вопрос. Обычно они стояли, держа таблички в руках или вешая их на шею. А на табличках был написан обменный вариант: какое жилье человек имеет и какое хотел бы получить взамен. Я тогда только начал работать в Молодежном жилищном комплексе и параллельно помогал родственникам переехать в Казань – с этой целью и пришел на Миславского. Хожу, читаю надписи на табличках, слушаю, что люди предлагают. В итоге ввязался в один разговор и быстро разложил его участникам выгодную схему обмена – мои математические способности и активное занятие шахматами принесли неожиданный результат. Меня тут же заметили – подошел довольно пожилой мужчина, отозвал в сторону: «Хочешь с нами работать?». Так я оказался в сообществе маклеров, среди которых были даже профессора Казанского университета. Их было человек семь, не больше. Втянулся, стал неплохо зарабатывать на свою молодую семью.

— Каким был тот, еще советский, рынок недвижимости? 

— Коммерческая недвижимость тогда была представлена частными домами да редкими кооперативными квартирами, которые продавались в исключительных случаях. За ними, конечно, охотились, ведь по-другому купить квартиру было нельзя – приватизации еще не было. Но государственную квартиру можно было обменять на частный дом, и мы этой возможностью пользовались. Специально для этих целей у нашего бюро было несколько старых домов. Схема была такая: человек покупал у нас дом, прописывался в нем, а затем через нас же менял его на нужную квартиру, выписывался из дома и продавал его обратно нам. 

— Какую сделку из того времени вы запомнили надолго? Существует история про вашу цепочку обмена, в которой было восемьдесят объектов недвижимости. Это кажется непостижимым. 

— Это был очень сложный вариант, в основном я делал работу сам, но и без помощи коллег не обошлось. Никак мы тогда не могли эту цепочку разорвать… Она как гидра была: отрубаешь голову – вырастает еще три. В итоге получили 86 квартир, а в каждой проживает по несколько человек! Целую «демонстрацию» из жильцов привели в бюро обмена жилья при Горисполкоме Казани – сделку регистрировать. К нам тогда сам руководитель ведомства вышел. «Что за митинг?», — спрашивает. Но вник в ситуацию, вошел в положение и выделил только на нашу цепочку трех сотрудниц, обменные ордера выписывать. 

К слову, интересных сделок тогда много было. Но та, что была связана с квартирой на Карла Маркса, запомнилась мне надолго. Четырехкомнатная «сталинка» с высокими потолками запала в душу одному моему клиенту. Я взялся расселить четырех старушек, за которыми она числилась – двое на тот момент проживали в квартире, двое – у детей. Вариант оказался непростым: мы с теми старушками даже подружиться успели, они чаем меня поили, но о квартирных делах говорить напрочь отказывались! И вот случайно в разговоре слышу, как одна из них к подружке в Зеленый бор собирается. Думаю, чем черт не шутит: «Тетя Маша, а я тоже туда, давайте подвезу». Пока ехали, она все рассказывала, как там красиво, и что она бы все отдала, чтобы жить в таком месте. Я тогда понял – вот оно, решение! В Зеленом бору в то время действительно хорошо было – чистая природа, сосны… Позднее подошел к председателю базы. Разговорились. Оказалось, он страстный рыбак и такой же букинист. Полчаса мне про одно редкое дореволюционное издание рассказывал. «Если достану, подберешь мне четыре хороших домика?», — спрашиваю. «Только достань!», — говорит. Так в этой цепочке появилась редкая книга. Как я ее доставал – отдельная история, но и председатель не обманул, подобрал четыре крепких дома в окружении сосен. Старушки, как их увидели, сразу загорелись. Не обошлось без споров – две из них за один домик чуть не подрались, но и эту проблему мы решили. Сейчас даже поверить сложно в то, какой была наша риелторская жизнь. Знание психологии человеческих отношений, умение находить с людьми общий язык стояли на первом месте. Они и сегодня должны быть на первом…

«Мы что-то потеряли в своем риелторском мире…»

— Сложнее работать было тогда или сегодня? 

— Тогда было гораздо сложнее, но и интереснее тоже. Сейчас, к сожалению, в большинстве своем суть риелторской деятельности сводится к тому, чтобы схватить вариант, выставить на сайт объявлений, продавить покупателя. Только мне непонятно, какая радость душевная от этого у людей должна оставаться? Выходит, мы что-то потеряли в этом своем риелторском мире?

— Сегодня на этом рынке царит жестокая конкуренция. Может, быть именно она и диктует такой подход? А на ваш взгляд, какие качества должен взращивать в себе риелтор, чтобы добиться успеха? 

— Умение мыслить и просчитывать, но самое главное – работать с людьми. Не «убалтать» или продавить, а подобрать человеку именно то, что ему нужно, чтобы он остался доволен. С самого начала я для себя решил: деньги – не главное. Говорят, каждый казанец имеет пятьсот знакомых, поэтому, если ты кому-то помог, то и «сарафан» о тебе будет длинным. 

Много лет я преподавал риелторское искусство и практику риелторской деятельности студентам вузов, и всегда говорил им, что хороший риелтор должен руководствоваться правилом двух «П» — порядочностью и профессионализмом. Прошу заметить, что первым стоит порядочность. «Я помог в Казани многим, помогу и вам» — этот слоган я придумал для себя более тридцати лет назад и не изменяю ему по сей день. Сегодня же – не скажу, что глобально, но во многих случаях – риелторский рынок превратился из помощи людям в жесткое зарабатывание денег. 

— Сейчас на стадии разработки находится закон «О риелторской деятельности». Как вы считаете, нужен ли он? Чтобы вы хотели видеть в нем в обязательном порядке?

— Закон, однозначно, нужен. К сожалению, первую «П» мы в нем никак не пропишем. А вот вторую можно попытаться отрегулировать. Не думаю, что обязательное лицензирование поможет принципиально решить вопрос с профессионализмом, но оно хоть как-то упорядочит и сделает более прозрачным наш рынок.

«Все хотят в Казань»

— Валерий Ахметович, есть ли у татарстанского рынка недвижимости своя специфика?

— Особой нет, кроме, пожалуй, одного: Казань – это город-магнит. Красивый, комфортный, благоустроенный, со множеством достопримечательностей и исторических мест. Он все время на слуху, в него хотят возвращаться. Большой приток населения из других регионов – это то, что отличает наш город и республику. 

— Кстати, недавно Татарстан вошел в ТОП регионов страны по доходности инвестиций в недвижимость. Согласны вы с такими выводами аналитиков или советуете приглядеться к объектам недвижимости в других регионах и даже странах?

— Считаю, вкладываться сегодня в «зарубежку» довольно рискованно. К сожалению, экономика сейчас непредсказуема и очень зависима от политики. И первым, что отзывается на любое событие, оказывается недвижимость. Причем, не только в России, но и за рубежом. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно делать предметный расчет по каждому конкретному объекту — где рынок будет расти и будет ли он расти вообще. Еще год назад Казань была очень привлекательной с точки зрения инвестиций в недвижимость, а сегодня наш первичный рынок несколько просел. 

— Вместе с тем, Татарстан стал одним из лидеров по вводу жилья, за прошлый год введено почти 3 млн. кв. метров. Но способен ли существующий спрос на жилье покрыть такое предложение?

— Думаю, тенденция к проседанию рынка первички сохранится в ближайшие месяцы – слишком уж цены на нее стали неподъемными. И люди обратили внимание на вторичный рынок, а также загородку. Купить за восемь миллионов рублей однушку в новостройке или участок земли и построить там дом? Для многих ответ очевиден, даже принимая во внимание, что загородная жизнь часто сопряжена с инфраструктурными проблемами, такими как отсутствие школ, детских садов, торговых центров. 

—— Какой ваш прогноз на этот год?

— «Квадрат» в Москве несколько падает в реальных ценах, а вот в том, что такая ситуация обозначится в Казани, я сомневаюсь. Скорее, застройщики будут привлекать покупателей преференциями и маркетинговыми акциями – скидкой на парковочные места, низкой ипотекой и т.д.. Не хочу сказать, что продажи первички совсем встанут, но люди будут покупать ее менее охотно, чем жилье на вторичном рынке. Впрочем, предложение по вторичке тоже несколько упало — политическая ситуация в мире неспокойная, как и курс валюты, поэтому без особой необходимости люди стараются не продавать жилье. Таким образом, рынок немного сжался, инвесторы с него перетекают в другие области экономики. Думаю, если на политической арене ничего не произойдет, он останется таким до конца года.

Беседовала Ольга Туманская

Заходное фото: автор Алексей Блинов

Фото спикера предоставлено пресс-службой Гильдии риелторов РТ

Сообщение Валерий Абсалямов: «Хороший риелтор должен руководствоваться правилом двух «П» – порядочностью и профессионализмом» появились сначала на Cтройэкспертиза. Отраслевой журнал в ваших интересах.