Движение вверх: транспортная отрасль отметилась ростом в первом полугодии
Авиация По данным Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), в авиасообщении за январь – июнь 2023 года было перевезено 47 млн пассажиров, что на 18 % превысило показатель за аналогичный период прошлого года и на 8 % – за те же месяцы 2021 года. Хоть авиаотрасль в сегменте пассажирских перевозок и показала неплохой рост, относительно «доковидного» 2019 года динамика все же была отрицательной (−17,5%). Перевозки пассажиров растут с февраля текущего года. Причем внутренние – на них приходится наибольшая часть авиапассажиропотока – растут медленнее международных: за первые шесть месяцев этого года внутри России было перевезено 37,5 млн человек, что немногим меньше рекордной цифры, зафиксированной в январе – июне 2021 года. Сейчас российские авиакомпании не задействованы во многих международных авиасообщениях: из-за санкций и остановки полетов в западные страны их доля в этом сегменте сократилась вдвое – до 21,3 % в первом полугодии 2023 года с 42,5 % в 2019 году. ГТЛК отметила расширение прямых рейсов из крупных региональных аэропортов в направлении курортов России, Азии и Ближнего Востока, что способствует общей тенденции роста авиаперевозок. Все чаще российские авиаперевозчики эксплуатируют отечественные самолеты в своих перевозках: за первые полгода 2023-го их доля возросла на 4 % относительно того же периода 2019-го. Прогнозы на развитие авиаперевозок в России весьма оптимистичны. Ожидается, что за весь 2023 год будет перевезено в общей сложности свыше 107 млн пассажиров (+12,5 % к 2022 году), в том числе 22 млн человек в международном авиасообщении (+26 %) и 85 млн человек во внутреннем (+9,5 %). Железная дорога На железной дороге в первом полугодии 2023 года отмечался рост показателей перевозки как грузов, так и пассажиров. Согласно информации ГТЛК, в январе – июне текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло увеличение объемов погрузки грузов на 0,7 %, до 619 млн тонн, преимущественно за счет зерна, угля и стройматериалов. Если в течение первых пяти месяцев динамика была стабильной, то с мая темп показателя стал замедляться. Во многом это было обусловлено сразу несколькими ограничивающими факторами, усилившими давление на железнодорожный сегмент: недостаточностью пропускной и провозной мощности железной дороги, летними ремонтами путей и увеличением пассажиропотока в связи с сезонными отпусками. Прогноз погрузки на железной дороге в целом оптимистичный и предполагает рост на 1,6 % к прошлогоднему показателю. На фоне положительной динамики погрузки в январе – июне текущего года росли арендные ставки на некоторые виды подвижного состава, за исключением лесовозных платформ, которых использовали меньше из-за снижения перевозок и профицита парка. Не хватало полувагонов, цистерн и хопперов, пользовались спросом зерновозы и крытые вагоны. В первом полугодии 2023-го вырос выпуск вагонов на 15 %, до 28,2 тыс. единиц. Было отмечено снижение производства полувагонов (−29 %) и платформ (−25 %) из-за загрузки заводов оборонными заказами. В 2023 году планируется закупить 56,6 тыс. вагонов, что на 20 % выше показателя за 2022 год. А в целом вагонный парк в России должен увеличиться на 2,8 %, до более чем 1,3 млн единиц. ГТЛК в своем обзоре не приводит цифры по перевозке пассажиров железной дорогой. По данным РЖД, в первом полугодии 2023 года был зафиксирован рост перевозки пассажиров на 6,8 % к тому же периоду прошлого года – до 570,8 млн человек: в пригородном сообщении было перевезено 516,4 млн пассажиров (+5,9%), в дальнем следовании – 54,4 млн пассажиров (+16,2%). Водный транспорт Водный транспорт в первом полугодии 2023-го демонстрировал разные показатели во всех сегментах. Так, по информации ГТЛК, грузовые перевозки по внутренним водным путям в январе – июне этого года относительно того же периода прошлого года снизились на 7 %, до 35,7 млн тонн. Уменьшение показателя произошло из-за снижения перевозки по воде строительных грузов. Морская перевозка грузов между тем показала рост на 40 %, до 16,7 млн тонн. Росли в течение первых шести месяцев этого года и перевозки пассажиров: на 15 %, до 3,6 млн человек во внутреннем сообщении и на 21 %, до 1,8 млн человек – по морю. Морские порты с начала года демонстрировали положительную динамику грузооборота (+10,5 %) на фоне увеличения перевалки сухих грузов, таких как зерно, удобрения и уголь. Активно в истекшем полугодии развивался международный транспортный коридор «Север – Юг», порты Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов, куда переправлялись грузы с перегруженного и дефицитного по мощности Восточного полигона. Однако, если, к примеру, во втором квартале 2023 года наблюдались рекордные результаты грузоперевозок по морю, благодаря росту экспорта сырья и изменению логистических схем поставок продукции, то в третьем и четвертом кварталах этого года прогнозируется замедление соответствующей динамики, что, впрочем, не окажет существенного влияния на годовой показатель – в итоге он будет выше, чем в предыдущие годы. Ожидается, что за весь текущий год грузооборот морпортов в РФ увеличится на 7–8%, положительную динамику покажет и речной транспорт: грузовой +2 %, а пассажирский +10 %. Автомобильный транспорт В сегменте автомобильного транспорта, согласно обзору ГТЛК, по итогам первого полугодия 2023 года тоже отмечался неплохой рост: пассажирские перевозки показали +7,7%, грузовые +2,4 %. На фоне роста перевозки грузов и пассажиров по дорогам России увеличились объемы продаж грузовых автомобилей (+66 % к аналогичному прошлогоднему показателю) и автобусов (+34 %). Спрос на транспортные средства в стране рос, поддерживаемый решением повысить с 1 августа 2023 года утильсбор и финансированием госпрограммы и профильной программы ГТЛК, которые связаны с обновлением пассажирского транспорта в том числе благодаря выделению средств из Фонда национального благосостояния. В январе – июле 2023 года в России росли продажи грузового автотранспорта, в структуре которых до 53,5 % с 15,2 % в аналогичном периоде прошлого года увеличилась доля техники китайского производства. Одновременно увеличились продажи городского пассажирского автотранспорта: здесь лидерами продаж были российские марки ПАЗ, ЛИАЗ, НЕФАЗ (доля топ-3 в продажах – 64 %), выросла на 5 % реализация автобусов Volgabus. А вот в сегменте продаж междугородних и туристических автобусов превалировали китайские марки. ГТЛК ссылается на сведения Росстата, согласно которым за первые полгода в 2023-м производство грузового транспорта выросло на 5,8 %, а автобусов массой более 5 тонн – на 8,6 %. На основе этих данных эксперты прогнозируют, что за весь 2023 год продажи грузовиков увеличатся на 60 %, автобусов – на 40%. Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева