Самая известная обманутая дольщица Новосибирска получила компенсацию спустя 30 лет

Почти тридцать лет назад, в декабре 1993-го, жительница Новосибирска Ольга Селянина отдала деньги - 132 миллиона рублей - за 44-метровую однокомнатную квартиру, заключив договор с ИЧП "НОВЭК". Жилье так и не получила. Тридцать лет (можно сказать, жизнь) прошли в борьбе, которую пессимисты считали абсолютно бесполезной. И вот что-то из области фантастики - Ольга Селянина, самая известная обманутая дольщица Новосибирска, зашла в редакцию, чтобы сообщить: недавно ей выплатили компенсацию за ту самую квартиру.

Самая известная обманутая дольщица Новосибирска получила компенсацию спустя 30 лет
© Российская Газета

Ольга - героиня нескольких публикаций "РГ". Человек, обладающий несгибаемой волей. Эталон упорства. Хотя, конечно, никто не знает, чего ей это стоит. Впервые я, как и другие журналисты, увидела ее много лет назад с протестным плакатом возле здания Новосибирского областного суда. Таких пикетов потом в ее биографии было много - полпредство, суд, мэрия...

Ее история не из разряда выдающихся. Таких, к сожалению, много. Законодательства, защищающего инвесторов - тех, кто вкладывал деньги в жилье еще на этапе строительства, - в 1990-х не было. Понятие "дольщик" еще не появилось, а вот обманутых - пруд пруди, в том числе и Селянина.

Застройщик был обязан передать Ольге квартиру в 1994 году. Но уже к концу этого года Ольге стало ясно, что ее миллионы где-то растворились, а дом "НОВЭК" не достроит. Пострадала не только она, в деле гендиректора "НОВЭК" Сергея Лебешева, которое с огромным трудом, но все же возбудили, было двенадцать эпизодов мошенничества. Но, к сожалению, правоохранительная система продемонстрировала в этой ситуации свои самые худшие качества. И прежде всего это способность буксовать годами.

Только в 2001-м - спустя семь лет! - руководителя компании признали виновным. Назначили ему условный срок - пять лет. А по эпизоду с Селяниной вообще ничего - потому что сроки привлечения к уголовной ответственности к тому моменту уже истекли.

Пока суд да дело, с дома на улице Стофато, где купила квартиру Ольга Селянина, сняли арест. И другой застройщик, который принялся его достраивать, со спокойной душой и с разрешения властей начал продавать квартиры. Продал и ту, за которую заплатила Селянина.

Признав директора виновным в мошенничестве, суд, конечно, постарался защитить Ольгу Селянину - "НОВЭК", то есть юридическое лицо, обязали предоставить ей квартиру. Но у фирмы, как ни странно, не оказалось ровным счетом никакого имущества, что стало окончательно ясно после нескольких лет борьбы еще и с судебными приставами.

Тогда Селянина кинулась писать заявление, чтобы Лебешев лично возмещал ей ущерб. Но не вышло - в правоохранительных органах ей напомнили о давно истекших сроках. В общем, как считает она сама, госструктуры сделали все, чтобы ее обидчик вышел сухим из воды.

Пикеты, личные приемы у чиновников, жалобы, обращения в суд - и так по кругу, по кругу, по кругу. Ольга не подпадала под действие программ, которые появились позже. Она называла себя обманутой дольщицей, но не могла предъявить договор долевого участия, не было их еще в то время.

"В мэрии мне открыто говорили - ничего тебе не светит", - вспоминает Ольга. Да и не только в мэрии. Отписки. Пустые слова. Руки опустились бы у кого угодно. Живой пример - соратница Ольги Селяниной, верная пикетчица Галина Одинокова, мать ветерана Афганистана, купившая квартиру в том же доме и так же оставшаяся ни с чем. Раньше они везде ходили вдвоем. Вдвоем разворачивали плакаты. А потом Галина сказала: все, с меня хватит.

Пять лет назад, к четвертьвековому юбилею обманутой дольщицы, Ольга подготовила солидный труд. 170 страниц текста. Это был иск в суд, в котором она требовала привлечь к ответственности всех представителей судебной системы, которые с ней работали. И следователей, которые ничего не хотели расследовать. И прокуроров, которые надзирали за следователями. И судей, которые принимали неисполнимые решения. И судебных приставов, которые искали имущество "НОВЭК", да так ничего и не находили. Перечислила все фамилии. Никто из них не был наказан. В иске суд, конечно, отказал. А Ольга продолжала бороться - ходить по кабинетам, доказывать, требовать.

В этом году, приближаясь к тридцатилетию в статусе обманутой (и даже не дольщицы, если формально), Ольга Селянина отправилась на прием к прокурору области Александру Бучману. Он человек в регионе новый - назначен на эту должность в октябре 2022 года, а до этого возглавлял прокуратуру Амурской области. В одном дальневосточном СМИ цитировали отзыв мэра Благовещенска Олега Имамеева об Александре Бучмане: "Уже легенды ходят о его отношении к людям. Ко всем. Хоть к крупному предпринимателю, хоть к пенсионерке из отдаленного района. Он обязательно выслушает, погрузится в проблему и сделает все возможное, чтобы помочь".

Похоже, легенды ходят не зря. Бучман стал тем чиновником, который прекратил 30-летнее хождение по мукам Ольги Селяниной.

Один из самых известных новосибирских долгостроев - на улице Кропоткина - тоже обещали достроить в 2023 году. Однако сейчас никаких работ на площадке не ведется. Фото: Татьяна Кравченко

Конечно, к этому моменту для помощи пострадавшим от недобросовестных застройщиков появились эффективные инструменты. В частности, масштабные инвестпроекты (МИПы), закон о которых был принят в Новосибирской области в 2015 году.

Эксперты часто ругают МИПы за непрозрачность и потенциальную коррупционность - суть в том, что земля застройщику передается без торгов, а он взамен либо достраивает проблемный объект, либо предоставляет часть квартир дольщикам, либо выделяет средства на решение их проблемы, в зависимости от конкретного случая. Противники МИПов говорят, что бюджет города теряет средства, предоставляя участки без торгов. И что инвестиции получаются не очень масштабные. Однако практика показывает - МИПы помогли тысячам новосибирцев получить жилье. В их числе оказалась и Селянина.

- По указанию прокурора области совместно с региональным минстроем, мэрией города и с привлечением крупного застройщика региона выработан механизм восстановления прав Селяниной в рамках реализуемых на территории региона масштабных инвестиционных проектов, - сообщили "РГ" в областной прокуратуре.

Еще раз скажем - если руководствоваться только буквой закона, если отмерять строго по линеечке, Ольга компенсации могла бы не дождаться. Как часто повторяет адвокат Елена Мадеева, конкретные жизненные ситуации с трудом втискиваются в рамки схем поддержки. Но тридцать лет борьбы заслуживают награды. Сейчас Ольга Селянина обещает добиться такой же помощи и для Галины Одиноковой.

Мнение

Валерий Науменко, председатель региональной Ассоциации обманутых дольщиков и инвесторов:

- Я с сочувствием отношусь к Ольге Селяниной, это человек нелегкой судьбы, но ее случай выходит за рамки установленных правил. Мы предлагали ей воспользоваться возможностью, который дает областной закон о МИПах, - выкупить квартиру в новостройке всего за пятнадцать процентов от стоимости. Отличные, я считаю, суперльготные условия. Но она отказалась. Ее проблема была решена, так сказать, в индивидуальном порядке, но полезны ли такие прецеденты в целом? Вопрос спорный. Фактически в данном случае несовершенство федерального законодательства, огрехи работы силовиков были "прикрыты" за муниципальный счет и за счет крупной компании-инвестора. Я же всегда выступал и выступаю за создание действующих универсальных механизмов, которые работают независимо от того, насколько человек активен и способен бороться за свои права. Ведь если, например, больной и старый человек не может ходить и скандалить, это не значит, что он не нуждается в помощи.

Между тем

В конце нынешнего года власти твердо обещают разделаться с самым старым долгостроем Новосибирска - многоэтажкой на улице Ивлева, 160. Люди ждут там квартир еще дольше, чем Ольга Селянина, - с 1991 года! И многие, увы, не дождались. 97 владельцев недостроенного жилья включили в МИП - компания направит на завершение их дома 63 миллиона рублей. Всего же в регионе за последние пять лет с помощью МИПов и других механизмов поддержки решили проблемы 10,5 тысячи дольщиков. В регионе остается 39 долгостроев. Ожидалось, что область изживет проблему обманутых дольщиков к концу нынешнего года, но уже очевидно, что сроки будут скорректированы. Так или иначе острота проблемы действительно снята.