Заброшенным загородным участкам подыщут новых собственников

Если дачный участок захламлен более чем наполовину и не убирается в течение года, его могут признать брошенным и затем продать более заинтересованному покупателю. Еще один критерий его бесхозности - наличие на участках разрушенных объектов капитального строительства, которые не восстанавливались более пяти лет. Такова суть законопроекта, который будет внесен в Госдуму в октябре 2023 года.

Заброшенным загородным участкам подыщут новых собственников
© Российская Газета

Документ разработан в рамках плана совершенствования законодательства по эффективному использованию земель. Как отмечают авторы законопроекта, для этого создается механизм признания земельных участков неиспользуемыми. В частности, для этого предполагается ввести в Земельный кодекс РФ понятие "освоение земельных участков, находящихся в границах населенных пунктов, а также садовых и огородных земельных участков", а федеральные власти получат полномочия по утверждению признаков их неиспользования.

Проблема заброшенных "шести соток" в России серьезная и давняя. По словам председателя Союза садоводов России Олега Валенчука, на данный момент российское законодательство вообще не содержит понятия, определяющего, что такие "брошенный участок" и чем от отличается от всех прочих. Не существует даже официальной статистики, позволяющей утверждать более или менее точно, сколько земельных участков под дачи в стране обустроены должным образом, а на скольких владелец не появляется годами.

Это создает немало проблем. Например, земля, за которой никто не ухаживает, зарастает сорняками, в том числе таким опасным растением, как борщевик. Семена от него летят на участки добропорядочных дачников, которые вынуждены каждый год бороться с этим "пришельцем", не имея возможности решить проблему раз и навсегда. Брошенные постройки регулярно горят, угрожая остальным домам в садоводческих товариществах.

По мнению председателя Общественной комиссии по садоводствам Псковской области Анны Войченко, в большинстве садоводческих товариществ региона заброшено около трети земель. Еще в девяностых годах местные власти раздавали участки кому попало - например, военным, которые после увольнения или перевода на новое место службы уезжали, бросая землю. Законодательство требует, чтобы муниципалитеты признавали такие участки бесхозными, межевали их и возвращали обратно в оборот. Но процедура межевания стоит дорого, муниципальные бюджеты богатыми не назовешь, поэтому чиновники предпочитают не заниматься межеванием, оставляя брошенные участки мертвым грузом для садоводств.

- В нашем регионе таких участков очень много, - добавляет дачница Наталья Сухова, администратор группы в соцсети "Вологодский садовод", включающей свыше 11 тысяч подписчиков. - Например, моя сестра живет на окраине города Грязовца, где множество участков, на которых уже давно никто не появляется. Думаю, всего по Вологодской области не менее 30 процентов брошенных дачных земель. Как правило, людей интересует только та земля, которая расположена как можно ближе к городам. Более отдаленные участки чаще всего остаются без хозяев.

По ее мнению, годовой срок - это слишком мало, поскольку у дачников, не пользующихся своей землей, могут быть разные жизненные сложности. Необходим более длительный срок - хотя бы два-три года. Кроме того, непонятно, от какого момента будет отсчитываться этот срок. Все эти моменты должны быть прописаны до мелочей. Как вариант, вначале следует сформировать реестр брошенных участков, установить их собственников, а затем направить им уведомления о том, что если владельцы не приведут свои участки в порядок, то их земля может быть изъята и продана другим.

В Карелии дела обстоят несколько лучше. Недавняя пандемия и санкции привели к тому, что люди совершают меньше дальних путешествий и больше интересуются своим дачным хозяйством, поэтому в республике брошенных дачных участков менее 10 процентов, считает кадастровый инженер Василий Выжлецов, который в течение нескольких лет возглавлял республиканское отделение "Союза садоводов России".

- Необходимо разработать адекватный механизм продажи таких участков, - подчеркивает эксперт. - С одной стороны, самым очевидным видится вариант аукциона. С другой стороны, существующие аукционные электронные площадки крайне сложны для граждан, в них очень трудно разобраться неспециалистам. Возможно, следует организовать аналогичную площадку на едином портале госуслуг, пользоваться которой было бы проще.

Еще один аспект проблемы в том, что сегодня брошенный участок приходится признавать выморочным через суд. По мнению садоводов-общественников, имеет смысл дать полномочия органам местного самоуправления передавать бесхозные земельные участки в СНТ без торгов.

Сегодня брошенный участок приходится признавать таковым через суд

Безусловно, необходимо решить наболевший вопрос с обеспечением садоводческих товариществ дорогами, электроэнергией, водой и прочими благами. Как правило, муниципальные власти дорог не строят, ссылаясь на нехватку средств, социальная газификация на дачников также не распространяется. Но если это сделать, то понятие "брошенный участок" со временем перестанет быть актуальным.