Льготы, вино и фестивали: как россиян планируют приучать есть рыбу

На смену рыбным четвергам для увеличения потребления рыбы в стране эксперты предлагают проводить больше рыбных фестивалей, продавать рыбу онлайн и сделать доступными цены для малоимущих. Об этом шла речь на Международном рыбопромышленном форуме.

Льготы, вино и фестивали: как россиян планируют приучать есть рыбу
© Российская Газета

Так, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов считает, что надо сделать упор на обеспечении рыбой малоимущих. Он напомнил, что во времена СССР производство рыбной продукции серьезно дотировалось, поэтому российские потребители привыкли к тому, что рыба дешевая. Но рыба стоит дорого по всему миру, поскольку затраты на ее вылов и переработку большие, говорит Соколов. Сейчас отрасль эффективна и без дотаций государства. Но внутренний рынок оказался незаслуженно обделен - в стране нет нацпроекта по обеспечению внутреннего рынка доступной рыбой. И это сказалось на уровне потребления среди малоимущих и молодежи. Первым она кажется дорогой, вторые не хотят возиться с разделкой рыбы. Россия входит в пятерку мировых лидеров по вылову рыбы, но россияне по потреблению не дотягивает до норм времен СССР (22-24 кг на человека в год). Это фактически хорошая порция два раза в неделю.

"Если государство возьмется, добавив какую-то "копеечку" именно для малоимущих слоев населения, рыбаки готовы поучаствовать. Если бы Москва взяла на себя эксперимент, с учетом высокой степени цифровизации, думаю, это был бы интересный и положительный эксперимент - качественную рыбу по доступной цене дать как социальный пакет", - считает Василий Соколов. Он также отметил, что онлайн-торговля рыбой сейчас находится "практически на нуле".

Заместитель директора департамента Минпромторга Сергей Лобанов привел в пример опыт продвижения на рынок отечественного вина. Еще несколько лет назад в вине "стартовали с отрицательной позиции" - потребители не верили в способность отечественных виноделов выпускать качественную продукцию. Но сейчас к российскому вину совсем другое отношение. Сейчас в торговых сетях около 52% тихих вин и около 68% игристых российского производства. Этого удалось добиться благодаря, в том числе, винным ярмаркам, акциям "Дни российских вин" в ретейле, работе с ресторанами, а также регулярным выпускам винных гидов Роскачества. В 2022 году было проведено четыре ярмарки, а в этом - уже дюжина. Поэтому Лобанов предложил "механизмы и алгоритмы, которые мы отработали на вине, применить и к рыбе".

"Нужна долгосрочная госпрограмма продвижения рыбы, поддержки потребления рыбы внутри страны", - уверен губернатор Камчатского края Владимир Солодов. Такая программа должна основываться на нескольких ключевых направлениях: госзаказ, господдержке с фокусом на глубокую переработку, решении проблем логистики и долгосрочной информационной кампании.

Сейчас существует небольшой разрыв между рекомендацией Минздрава по потреблению рыбы (28 кг на душу населения) и фактическим потреблением (22 кг). Потребление мяса, напротив, превышает норму (74 кг) и достигает 80 кг, отметил руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов. "Мясо частично заменяет рыбу, как источник аминокислот, витаминов, но не может заменить ее как источник определенных жирных кислот и отдельных микроэлементов. Поэтому на вопрос "мясо или рыба" правильный ответ - оба продукта", - говорит эксперт.

Но если в мясе за последние годы ассортимент стал огромным (много охлажденной продукции, много наименований), то в рыбе ассортимент крайне бедный, да и тот на вид крайне непривлекательный, считает директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов. По его мнению, не столько цена определяет выбор покупателя: в торговых сетях растут продажи недешевых морепродуктов, суши, соленой рыбы, а спрос на дешевые консервы падает. Лучше продаются новинки, но в рыбной продукции их нет, говорит эксперт.

По словам Андрея Дальнова, в мировой практике популяризируют рыбу через отраслевые ассоциации, которые транслируют в массы уникальность рыбы как продукта. В Европе в продвижение рыбы и морепродуктов вовлекается государство на уровне профильных государственных служб, которое реализует различные программы на федеральном и региональном уровнях с фокусом на продвижение локальных морепродуктов. Результатом реализации таких проектов, к примеру, во Франции, одном из наиболее емких рынков мира, стала стабилизация потребления рыбы на уровне 33-34 кг на душу населения.

"Россия может перенять мировой опыт и уже сейчас активно развивать программы увеличения потребления рыбы на различных уровнях", - считает Дальнов.

Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев считает, что нужен доступный продукт из рыбы для всех категорий населения. Он напомнил, что полтора года назад крупнейшие федеральные сети взяли на себя обязательство о добровольном неповышении наценок по социально-значимым товарам. Наценки по рыбе, которые относятся к категории социально-значимой, в крупных торговых сетях составляют от 5% до 10%, заверил эксперт. Но этого недостаточно: нужна консолидация усилий, чтобы потребитель не выбирал между курицей и рыбой, а понимал разницу между ними.

"Рацион необходимо формировать. Для формирования необходимо проводить, безусловно, социально-ориентированное продвижение рыбной продукции", - говорит Караваев.