Суды отказали в предоставлении жилья без очереди тюменке из расселенного дома
Месяц назад инвалид второй группы мама бойца СВО Галина Бабушкина проснулась знаменитой. Только ленивый журналист не слепил острую заметку, как бесстыжие власти заставили пожилую женщину освободить квартиру в аварийном доме, предложив переехать в социальный центр или психоневрологический диспансер. Нарастающие домыслы авторов и вымыслы читателей наделали много шума, но, как часто бывает, через пару дней интерес к героине иссяк - разберется сама. Главное - просмотры-репосты-лайки. "РГ" сделала запросы в следственное управление (дело брал на контроль председатель СК РФ, но странным образом подробностями о ходе проверки на месте с редакцией делиться не стали, сославшись на закон о СМИ), суды, облправительство, мэрию и соцзащиту, отыскала Галину Аркадьевну, которая до тех пор ничего не комментировала, и выяснила, можно ли ей помочь обрести крышу над головой.
Галина Бабушкина не коренная тюменка - она из Кирово-Чепецка. Утверждает, что за свои 62 года нигде и никогда не владела квадратными метрами. В другом городе у семьи была квартира от химзавода, где Галина вместе с мужем трудилась лаборантом химанализа. Из-за болезни ушла с работы после 40 лет. Родственники позвали в Тюмень: мол, у нас врачи грамотнее, назначат лечение.
- С супругом развелась, уехала. Квартиру он потом приватизировал и отдал нашему сыну. Я этой темой не интересовалась особо. А меня в Тюмени прописала старшая сестра. Сначала на Щорса у нее жила, потом на Горького, где мне выделили даже две комнаты. Кухня, прихожая, душевая кабина - все как полагается. Много лет хозяйкой себя ощущала, а потом раз - и дом назвали непригодным для людей, сносить собрались. Сестра и племянница получили компенсацию, а мне ничего не положено, - вспоминает Бабушкина.
В 2009 году ее признали инвалидом второй группы бессрочно, с 2015-го в этом статусе она ждет жилье по договору социального найма из фонда Тюменской области. Восемь лет назад числилась 326-я, на конец июня 2023-го - 275-я. Путем нехитрых математических расчетов выясняем: очередь продвигается крайне медленно - за год выдают примерно шесть квартир. В пресс-службе мэрии подтвердили: сейчас обеспечиваются жилищные права тех, кто встал на учет в 2009-2010 годах. Ясно: не имея альтернативного решения, счастья ей не видать - почти полвека должно пройти.
Однако у маленькой, худенькой пенсионерки твердый характер. Двухэтажку на Горького аварийной признали десять лет назад, возмещение собственникам выплатили в августе 2022-го, со 2 сентября того же года квартира перешла в муниципальную собственность Тюмени, а она продолжала в ней жить еще почти год, конечно, уже незаконно. Только диву даешься: без труб отопления - зимой спасали обогреватели и ватные одеяла, совершенно одна в доме на отшибе, где и днем-то не по себе - бродит подозрительный контингент.
В этой двухэтажной развалюхе без отопления Галина Бабушкина жила почти год. Фото: Ирина Никитина/РГ
- Жутко, а идти-то некуда. Иногда сестра после работы приезжала ночевать. Ну собака еще... Как услышит шорохи хулиганов, залает, лампочка на веранде включится, они и убегут. Когда электричество обрезали, тут-то все и полезли воровать. Я от стресса на 10 килограммов похудела, - рассказывает Галина Аркадьевна.
Последнее добро из двухэтажки вынесли этим летом, когда она ездила навестить сына перед отправкой на фронт.
- Окно выставили, телевизор утащили, холодильник, видимо, не смогли вынести - лежал на боку, не знаю, работает ли, батареи срезали, даже пол вскрыли.
- Где вы живете теперь?
- Два раза на вокзале ночевала. Когда у сестры, когда у брата. Не знаю, куда деваться. Нет угла.
А что же все-таки государство?
По делу Бабушкиной состоялось несколько судебных заседаний. Сначала Галина обратилась в Центральный районный суд Тюмени с исковым заявлением к горадминистрации, требуя благоустроенное жилье по договору соцнайма вне очереди площадью не менее 36 квадратов с учетом права на дополнительные метры. Свою настойчивость обосновала так: являюсь инвалидом второй группы бессрочно, а недуг входит в перечень тяжелых форм клинических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире. В требованиях пенсионерке отказали в полном объеме. Позиция Фемиды такова: законом Тюменской области № 137 от 1999 года установлена возможность обеспечения инвалидов жилыми помещениями регионального жилфонда независимо от их имущественного положения, но все-таки в порядке очередности; внеочередной порядок не предполагается. Для получения квартиры по договору соцнайма необходимо, чтобы гражданин был не только нуждающимся, но и малоимущим, очевидно, эта очередь движется быстрее. Почему-то признать себя таковой наша героиня не может или не желает. Хочет дом вне очереди.
Далее подавались апелляция в облсуд и кассация в седьмой кассационный суд общей юрисдикции в Челябинске. Везде последовал отказ. В региональном правительстве на запрос "РГ" ответили: квартира - только в порядке очередности по мере приобретения жилых помещений на территории Тюмени, исходя из бюджетных возможностей. И указали, что родственникам, в частности дочери Галины Аркадьевны, разъяснили порядок и условия соцобслуживания, в том числе в стационарной форме - в центре активного долголетия, геронтологии и реабилитации.
- Это ж коммерческий интернат - по 600-700 рублей в сутки. Дочке звонят, спрашивают, сможет ли она содержать меня. Давят. Не надо мне туда. Как в тюрьме жить не собираюсь. Трясет меня от такого "долголетия", - категорично настроена Бабушкина.
Юристы, к которым мы обратились, считают: все законно. Федерация оставила на усмотрение региона вопрос, каким образом тот реализует норму о жилье для инвалидов. Регион принял решение, исходя из своих возможностей. Суды двух инстанций прямо пишут: ничего не мешает истице обратиться за признанием себя малоимущей, чтобы претендовать на жилье из муниципального жилфонда по договору соцнайма. Непонятно, почему она этого не делает. Социальная помощь от государства адресная, то есть предоставляется тем, кто в ней нуждается. Сам факт наличия инвалидности не говорит о том, что человеку остро необходимо жилье. Условно говоря, он может иметь инвалидность, не иметь в собственности жилое помещение, но иметь доход, достаточный для аренды.
…До сих пор нет угла. За 62 года ни-че-го. Не это ли самое грустное? При таком количестве родственников (в Кирово-Чепецке дочь и сын, не одни, конечно, с семьями, отцами-матерями вторых половинок на одной жилплощади, в Тюмени сестра, брат, их дети) инвалид со своей болячкой фактически осталась на улице. "Правовое государство не может делать из граждан бомжей", - так говорят правозащитники. Всеобъемлющая фраза. Притом касается не только властей, но и близких людей. И их, поскольку наша героиня не одинока, в первую очередь.
- Галина Аркадьевна, столько родни у вас, столько городов и судеб сплелось. В итоге все пристроены, а вы-то как?
- Да как-то так…