Конец американской мечты? Проблема среднего класса в США

Многие на постсоветском пространстве — прежде всего те, кто родился в 1980-х годах, — познакомились с жизнью "типичной" американской семьи по мультсериалу "Симпсоны". Симпсоны — традиционная семья, в которой есть муж, жена и трое детей. Они живут в небольшом американском городке в двухэтажном доме, за который платят мортгейдж — ипотеку. У обоих взрослых членов семьи есть по машине. По крайней мере один ребенок — в данном случае девочка Лиза — намерен поступать в колледж, что в США также требует значительных денег. При этом в семье работает только один человек — отец семейства Гомер, а его жена Мардж занимается домашним хозяйством. Симпсоны периодически испытывают финансовые сложности, но в целом вполне способны поддерживать определенный образ жизни — свой дом, две машины, планы на колледж для ребенка.

Конец американской мечты? Проблема среднего класса в США
© ТАСС

Понятно, что для мультсериала был создан идеализированный и упрощенный образ, однако он все же отражает определенные представления в американском обществе о том, как должна быть устроена жизнь. Он же воспроизводился и в других многочисленных сериалах, ситкомах и шоу. Главные его составляющие — способность взрослого работающего человека или супружеской пары обеспечить себе и своей семье достойную жизнь, в том числе собственное жилье, и сделать так, чтобы дети жили еще лучше. Пожалуй, именно это лучшим образом описывает американскую идею среднего класса.

Однако в последние десятилетия этот образ рушится. Американский средний класс исчезает.

Дом, образование, медицина, кредиты

Свой дом — один из главных и наиболее дорогих признаков принадлежности к среднему классу. Стоимость жилья в США стабильно растет на протяжении десятилетий. По данным официальной статистики, этот рост с 1992 года составлял в среднем 5,4% ежегодно. При этом в последние годы на фоне скачка инфляции подъем стоимости жилья был особенно сильным, превышая уровень 6% в год. Спрос на жилье стабильно подогревается ростом населения: только с 1990 года оно выросло с 250 млн до 331 млн человек.

Главным путем для приобретения жилья для американцев всегда была долгосрочная ипотека с низкой процентной ставкой. Однако из-за роста инфляции Федеральная резервная система уже второй год повышает ставку, что ведет и к росту стоимости кредита, а это увеличивает финансовую нагрузку при приобретении жилья.

Растет стоимость двух других важнейших для американского общества услуг — медицины и образования. В США нет бесплатной медицины — получение соответствующих услуг возможно по страховке, которая предоставляется, как правило, по месту работы. В зависимости от типа страховки компания покрывает либо всю стоимость лечения, либо только его часть, а некоторые конкретные случаи могут не покрываться страховкой вообще. При этом даже краткий прием у врача с выпиской антибиотиков при ангине без страховки вполне может обойтись более чем в тысячу долларов. Медицина в таком виде становится "миной" и для бедных американцев, и для среднего класса — болезнь может случиться неожиданно, и если по какой-то причине страховка не покрывает лечения, то оплата медицинских услуг может привести к разорению. 

В особенно сложной ситуации при этом оказываются пожилые американцы, ушедшие на пенсию. Условия страховки для них, как правило, более жесткие, а лечиться в пожилом возрасте приходится чаще. Нередко это приводит к тому, что пенсионерам приходится закладывать жилье. После их смерти оно продается за долги, а не переходит родственникам. Поэтому не создается имущественная база для следующих поколений, и детям приходится начинать путь в средний класс с нуля. 

Рост стоимости медицинского облуживания оценить сложно, поскольку к нему относится целый ряд услуг и товаров. Цены на лекарства, например, в последние годы растут, по разным данным, на 5–20% в год. Сама система, когда медицина является не общественным благом, а коммерческим продуктом, ведет к ее удорожанию. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, стоимость стационарных медицинских услуг в США в среднем на 60% выше, чем в других странах мира.

Аналогичная ситуация складывается в сфере образования. Профильное высшее образование становится все более необходимым условием для получения работы, способной обеспечить доходы на уровне среднего класса. Соответственно, растет и его цена. Как и в медицине, взрывной рост начался в 1960-х годах. За 60 лет стоимость образования выросла более чем на 700%, а с 2010 года рост ежегодно составляет 12%. Проблема в последние годы решалась благодаря кредитованию, однако сложности, к которым ведет такой подход, становятся все более очевидны. Поступающие в колледж молодые люди берут кредит, зачастую не задумываясь о том, как будут его оплачивать. Многие из них после окончания колледжа, даже получив хорошую работу, отдают долги за образование годами, что не позволяет им взять ипотеку.

Растут, конечно, и доходы американцев, в среднем на 5–6% в год. В целом это, а также вездесущие кредиты позволяют большинству существующих домохозяйств в среднем классе удерживаться на плаву, где-то сокращая расходы. Однако они становятся крайне уязвимыми перед "финансовыми шоками" — крупными непредвиденными расходами. Присоединиться же к этому клубу становится очень сложно — молодым людям даже в пересчете расходов с учетом инфляции придется потратить в несколько раз больше за получение образования, покупку жилья и медицинские услуги, чем их бабушкам и дедушкам в 1960-х годах или даже их родителям в 1990-х.

Исчезающий средний класс

Увеличение финансовой нагрузки и финансовые шоки ведут к тому, что средний класс в США постепенно сокращается. Согласно данным социологического центра Pew Research Center, доля американцев, которых можно отнести к среднему классу, снизилась с 61% в 1971 году до 50% в 2021 году. При этом усиливается имущественное расслоение — растет число как очень богатых, так и очень бедных. Доля богатых с доходами выше, чем у среднего класса, увеличилась с 14% в 1971 году до 21% в 2021 году, доля бедных также увеличилась с 25% в 1971 году до 29% в 2021 году.

При этом средний класс в США считается основой не только экономического, но и политического благополучия государства. Согласно господствующей теории, представителям среднего класса есть что терять, поэтому они не будут выступать за какие-то радикальные меры во внутренней и внешней политике. Они не будут устраивать революций, но и не смогут прибрать к своим рукам власть в стране, как могло бы произойти при концентрации капитала у небольшой олигархической верхушки. 

Наличие устойчивого среднего класса, куда открыт путь каждому, помогало также избежать противоречий в обществе между богатыми и бедными. Ряд американских политологов связывают именно с размыванием среднего класса радикализацию политической жизни в стране в последние годы. Сторонники Дональда Трампа, республиканцы, согласно таким взглядам — представители среднего класса, которые теряют свое ​финансовое благополучие и ищут пути обратить этот процесс вспять с помощью консервативной политики. Прогрессивные демократы, требующие социальных реформ, — представители бедных слоев населения, для которых существовавшие ранее пути попадания в средний класс и реализации американской мечты оказались закрыты.

Преодоление дальнейшего размывания среднего класса является одной из основных задач американской политики в последние годы. Нынешний президент Джо Байден объявил ее одним из приоритетов своей администрации. Наиболее популярным на данный момент подходом к решению этой задачи является улучшение экономической ситуации в самих США. Демократы считают, что необходимы инвестиции в инфраструктуру, стимулирование развития бизнеса, по крайней мере отдельные меры социальной политики, например отмена выплат по образовательным кредитам. Республиканцы выступают за более строгую бюджетную политику, защиту американского бизнеса за счет таможенных барьеров. Важным элементом здесь является и внешняя политика, которая должна обеспечить наиболее благоприятные условия на мировом рынке для развития американского бизнеса — фактически сформировать такой глобальный рынок, который обеспечивал бы максимум выгоды среднему классу США. 

Однако пока все эти усилия результатов не приносят, наоборот, последние несколько лет со значительным ростом инфляции стали очень непростыми для среднего класса. Для проведения существенных изменений в ряде ключевых систем распределения общественных благ — образования и медицины, о необходимости которых в США говорят с явной периодичностью, — на данный момент нет сил ни у одной политической партии. 

Общество в США меняется, и все более растущая невозможность приобрести собственный дом — признак куда более глубоких потрясений. Растет население в целом, и доли бедных и богатых становятся в нем все больше.

При этом, конечно, стоит учитывать, что американская общественная и политическая системы являются очень гибкими, они неоднократно демонстрировали возможность изменяться с духом времени. Тот же идеал Америки среднего класса существует не так долго и стал формироваться уже после Второй мировой войны, а окончательно сложился в 1960–1970-е годы. Возможно, его время просто уходит. Однако вызов перед США стоит серьезный, и Америка новых поколений может значительно отличаться от Америки "отцов и дедов".