Мобильный рынок упал везде, кроме России
Ведущие международные аналитические компании Counterpoint, IDC и Сanalys представили свои отчеты об актуальном состоянии двух крупнейших рынков смартфонов - Китая и США.
И если рынок Китая оценивается со сдержанным оптимизмом, снижение составило 3-6% относительно 2022 года, то рынок США, по данным Counterpoint, в третьем квартале рухнул на 19%. Причем падение продаж продолжается безостановочно уже год. Самым неудачным третий квартал оказался для смартфонов Samsung, Google Pixel и TCL (Alcatel/One). Поставки этих брендов в США сократились на 26, 37 и 51% соответственно. Снижение продаж iPhone не столь драматично, но тоже заметно - 11% по сравнению с третьим кварталом 2022 года. Комментируя перспективы рынка США, директор по исследованиям Counterpoint Джефф Филдхак говорит, что несмотря на то, что операторы связи предлагают выгодные рекламные акции, продажи смартфонов и в четвертом квартале останутся ниже, чем за тот же период прошлого года. При этом доли рынка каждого из брендов практически не изменились. Apple уверенно лидирует с 55%, 22% у Samsung, 3% у Motorola, 2% у TCL и 8% у остальных брендов.
По сравнению с США мобильный рынок Китая в третьем квартале выглядит намного бодрее, но падение продаж iPhone практически такое же - 10%. Конкуренция в КНР намного жестче, нет доминирования одной компании, а лидеры меняются довольно часто. Так, например, у Honor - компании N 1 в третьем квартале, рыночная доля всего 18,3%. На втором месте Vivo c 17,8%, на третьем - Oppo c 16%. Доля же Apple за год снизилась с 15,3 до 14,2%. Главным героем осени 2023 года в Китае стала Huawei, увеличившая свои продажи на 37% и вернувшаяся в топ-6. Такой успех все аналитики единодушно связывают с новинкой - Huawei Mate 60 Pro. Столь высокий спрос на Mate 60 Pro в Китае связан с тем, что, находясь под санкциями США, Huawei смогла разработать и произвести флагманский смартфон с собственным процессором, минимальным количеством комплектующих американских компаний и сокращением использования патентов США. Это вызвало большой энтузиазм в Китае. Как отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, сочетание хороших потребительских характеристик и "патриотическое" позиционирование продукта, поддержанное прессой КНР, обеспечили феноменальный успех Mate 60 Pro.
Аналитик Counterpoint Мэтью Орф называет три главные причины глобального снижения продаж смартфонов: высокие потребительские свойства и качество сборки, позволяющие длительное время использовать устройства, небольшое количество технических инноваций в новых моделях и неопределенная макроэкономическая ситуация. При этом статистика показывает, что российский мобильный рынок сегодня живет вне мировых трендов как по динамике продаж, так и по отношению к продуктам Apple.
По данным МТС, с января по август 2023 года в России было продано 18,6 млн смартфонов на общую сумму в 396,4 млрд руб., что больше, чем годом ранее, на 26% в штуках и 12% в деньгах, а по итогам девяти месяцев iPhone остался лидером продаж в денежном выражении.
Мировые и российские аналитики выделяют основной тренд и главную надежду мобильного рынка - смартфоны с гибкими экранами
"Наш рынок живет особенной, отличной от мирового рынка жизнью и демонстрирует свои уникальные тренды. Более того, доля продажи тех или иных брендов в различных странах может отличаться в разы. Это связано, в первую очередь, с их фокусом развития и приложенными усилиями на конкретном рынке. Все это хорошо видно в отчетах аналитиков - лидеры по продажам в КНР не являются таковыми в России", - отмечает директор департамента закупок Merlion и "Ситилинк" Олег Фоменко. По мнению Муртазина, такой рост продаж на российском мобильном рынке связан с тем, что и государство, и бизнес активно поддерживают потребительский спрос. "Эти меры, как мы видим, работают, но в перспективе, они могут разогнать стоимость устройств и охладить спрос", - считает он.
И мировые, и российские аналитики выделяют основной тренд и главную надежду мобильного рынка - смартфоны с гибкими экранами. "Выпуск новых складных смартфонов Samsung, Motorola, OnePlus и других компаний является самым ярким событием на рынке в 2023 году, а количество предложений от различных вендоров растет каждый квартал", - говорит аналитик-исследователь Морис Клен.
Аналогичного мнения придерживается и Фоменко. "Если говорить про глобальные тренды, то можно сказать об активном развитии категории складных смартфонов - с каждым годом количество таких устройств растет и все больше производителей заходят в этот сегмент", - говорит он.
Согласился с коллегами и Муртазин. "Сегмент смартфонов с гибкими экранами вырос в этом году во всем мире, включая Россию, но особенно популярны они в КНР. На улицах китайских городов стало заметно больше молодежи с такими устройствами", - подчеркивает он.