Госдума собирает отзывы на проект, обязывающий бизнес-коучей возвращать деньги за бесполезные тренинги

Госдума собирает отзывы на законопроект, обязывающий всевозможных бизнес-коучей возвращать деньги за некачественные услуги. Ученик не стал миллионером? Учитель должен вернуть деньги, раз плохо научил.

Госдума собирает отзывы на проект, обязывающий бизнес-коучей возвращать деньги за бесполезные тренинги
© Российская Газета

С инициативой выступила группа депутатов Госдумы. Они предлагают внести соответствующие поправки в закон о защите прав потребителей. Проект дает гражданам право "требовать возврат денежных средств по договору образовательных услуг, информационно-консультационных услуг ("мотивационные курсы", "тренинги личностного роста", "бизнес-тренинги", и т.д.) в случае оказания образовательных услуг или информационно-консультационных услуг ненадлежащего качества".

При этом правила определения, как отличить некачественный бизнес-тренинг, должны быть установлены правительством страны. Детали здесь крайне важны. Ведь нельзя исключать, что ученик в принципе необучаем, хотя курсы были хорошие. С другой стороны, вряд ли кто-то будет отрицать, что многие коучи продают в интернете розовую дымку, не более того.

Предполагается, что правила, как отличить хороший тренинг от шарлатанского, в будущем пропишет правительство страны

"Актуальность законопроекта обусловлена возросшим количеством онлайн-курсов ненадлежащего качества, после прохождения которых большинство потребителей этих курсов чувствуют себя обманутыми, - говорится в пояснительной записке. - Большое распространение и популярность в интернете получили так называемые "бизнес-тренинги", "мотивационные курсы", "массовые тренинги личностного развития" и т.д. Более того, широко распространены так называемые марафоны желаний, и "дарящие осознанность" курсы, которые зачастую даже не оформляются какими-либо договорами об оказании услуг".

Появился даже специальный термин: инфомошенники. Это люди, зарабатывающие огромные деньги, играя на наших слабостях. В том числе, на одной из самых больших наших слабостях - наших мечтах. Кто не хочет стать богатым и знаменитым, пройдя этот путь весело и легко? Проблема только в том, что есть проблемы. Большинство из тех, кто обещает быстрый взлет, нас обманывают. Но обман сегодня, судя по всему, продается хорошо.

"По разным оценкам экспертов, российский рынок онлайн-курсов может достигать 100 миллиардов рублей, - говорится в пояснительной записке. - Только рынок бизнес-тренингов насчитывает порядка 500 тысяч специалистов, а объем этого сегмента рынка может достигать 10 миллиардов рублей в год. Оценить точно рынок массового "коучинга" и бизнес-тренингов, как и рынок онлайн-курсов, в деньгах не представляется возможным, поскольку он крайне непрозрачный и достаточно закрытый. Много сделок совершается на уровне прямых договоренностей, которые никуда не выходят или даже проводятся через наличные. При этом указанная отрасль из года в года показывает рост как в количестве потребителей, так и самих курсов" .

Согласно социологическим опросам, 45 процентов опрошенных граждан России знают о тренингах личностного роста, 18 процентов слышали скорее отрицательные отзывы об этих курсах, а 25 процентов слышали и положительные, и отрицательные отзывы.

Сегодня бизнес-курсы не подпадают под закон о защите прав потребителей. Поэтому, как разъяснил в свое время Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ученики инфомошенников не обладают повышенной защитой, предусмотренной законодательством для обычных клиентов обычного бизнеса. То есть нельзя требовать с тренеров-краснобаев соответствующих неустоек и компенсаций, в том числе морального вреда. К тому же, как поясняют юристы, знания, которые стремится получить человек на различных курсах, не направлены "на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью". Иными словами, люди хотят научиться зарабатывать, так что есть большой вопрос, можно ли их записать в потребители.

"Отношения с коучами будут регулироваться Законом о защите прав потребителей в том случае, если другой стороной является потребитель, то есть гражданин, имеющий намерение использовать услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а сам тренинг не связан с построением бизнес-процессов. В остальных случаях будет применяться общее законодательство, в том числе право на односторонний отказ от исполнения договора в соответствии с Гражданским кодексом РФ, - говорит член Ассоциации юристов России Маргарита Курашина. - Исполнитель обязан довести до потребителя в том числе уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения. Потребитель также вправе расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки оказанных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора".

Проще говоря, если онлайн-тренинг обещает сделать вас "самой обаятельной и привлекательной", здесь есть повод говорить о защите прав потребителя. Если же коучи обещают превратить вас в "суперуспешного инвестора", то вы не потребитель, вы - неудачливый бизнесмен. Но даже если курсы учат чему-то личному, привлечь ученику нерадивых учителей к ответственности крайне сложно.

"Предоставление права на возврат денег за такие заведомо некачественные услуги укрепит доверие потребителей к индустрии онлайн-образования в целом, - полагают авторы проекта. - Принятие законопроекта также будет стимулировать создателей онлайн-курсов повышать качество своих продуктов, а добросовестных преподавателей и образовательные платформы избавит от нечестной конкуренции. Когда поставщики контента знают, что их клиенты могут вернуть свои деньги, они будут более мотивированы создавать высококачественные курсы, которые действительно работают, и формировать объективную рекламу о своих продуктах".

Сегодня, как пояснил руководитель GR-практики крупной юридической фирмы Дмитрий Лесняк, если услуга не оказана или оказана не в полном объеме, заявлено было, скажем, десять лекций, пять спикеров, а по факту было восемь лекций и три спикера, то в таком случае можно оспаривать ситуацию. "Но нужно понимать, что каждый случай индивидуален", - подчеркнул он.