На загородном рынке Подмосковья с начала года число продаж участков без подряда почти удвоилось

По итогам III квартала на первичном рынке загородной недвижимости Московской области предложение участков без подряда насчитывает 35,7 тыс. лотов. Это на 4% больше, чем год назад. В течение всего 2023 г. наблюдался рост экспозиции УБП в годовом выражении, сообщает компания «Инком-Недвижимость».

На загородном рынке Подмосковья с начала года число продаж участков без подряда почти удвоилось
© Мир квартир

Так, во II квартале 2023 г. на рынке Подмосковья было 39,6 тыс. участков без подряда, а в I квартале 39,3 тыс. штук – это больше, чем в те же периоды 2022 г. на 13% и на 23% соответственно. Снижение числа объектов на 10% в конце лета и в сентябре этого года эксперты объясняют активизацией спроса на фоне ужесточения условий по ипотеке.

Средняя стоимость УБПв III квартале 2023 г. составила 3,4 млн руб. – за год зафиксировано снижение на 29%. С начала 2023 г. медианная цена менялась несущественно (во II квартале 3,6 млн руб., в I квартале 3,3 млн руб.), но по отношению к тем же периодам прошлого года аналитики отмечают сокращение на 12% и 13% соответственно.

Комментирует Дмитрий Таганов, главный аналитик компании: «Сегмент УБП – самый объемный и подвижный: ¾ сделок на загородном рынке занимают именно участки без подряда. Поэтому цены здесь подчиняются стандартным рыночным законам в большей степени, чем в других форматах. Например, в формате таунхаусов предложений мало, и каждый проект, вновь приходящий на рынок или уходящий с него, сильно влияет на среднюю стоимость. В сегменте УБП много проектов и сделок, и ценовые изменения объективны.

В условиях падения платежеспособного спроса на фоне общей нестабильности в стране девелоперам необходимо как-то поддерживать объемы продаж. А поскольку на рынке УБП цена – это фактически единственное средство конкуренции (ведь качество везде примерно одинаковое у большинства проектов), девелоперы используют этот стандартный инструмент, постепенно снижая цены для поддержания спроса. Это первая и основная причина. Вторая – вспомогательная, та, что действует во всех форматах: на начальной стадии продаж проекты обычно выходят с более дешевыми предложениями, соответственно, и средняя цена по рынку идет вниз».

Число продаж УБП с начала 2023 г. выросло на 87,5%. Так, в I квартале было проведено 3,2 тыс. сделок (–6% в годовом выражении). Во II квартале этот показатель составил уже 5,4 тыс. (+31% за год). По итогам III квартала было реализовано 6 тыс. лотов (+22% за год).