Иркутская область может войти в число пилотных регионов в рамках проекта по снижению дефицита сейсмостойкости зданий
Для решения задачи региону необходима федеральная поддержка. Однако вопрос с финансированием конкретных мероприятий остается открытым.
В Приангарье к потенциально несейсмостойким относится примерно 19 миллионов квадратных метров жилья, в том числе 4,5 миллиона "квадратов" серии 1-335 - пятиэтажных панелек, построенных в 60-80 х годах прошлого века. В то же время регион отличается высокой сейсмичностью. Вот уже почти 20 лет область решает, что делать с жилым фондом, который не отвечает современным нормам безопасности.
Признать его аварийным и расселить крайне проблематично. Хотя бы потому, что до сих пор нет официально утвержденных критериев, по которым дом можно признать аварийным по признаку несейсмостойкости. Но даже если таковые и появятся, то, как отметил Владислав Булыкин, представитель Фонда развития территорий (бывший Фонд содействия реформированию ЖКХ), на недавней научной конференции в Иркутске, посвященной инженерной сейсмологии, экспертизе зданий и оценке рисков, встает еще минимум три большие проблемы: расходы на обследование, расходы на расселение и сроки выполнения.
Во-первых, стоимость обследования потенциально сейсмодефицитного жилья, чтобы зафиксировать его техническое состояние, обойдется в 120 рублей за квадратный метр в актуальных ценах. С учетом, что в регионе более 19 миллионов "квадратов" такого жилфонда, только обследование будет стоить 2,3 миллиарда рублей. Это сопоставимо с расходами на программу расселения ветхого и аварийного жилья в Иркутской области за 2023-2024 годы.
Во-вторых, сроки расселения будут исчисляться столетиями. Скажем, Иркутская область сейчас в среднем расселяет в год примерно 110 тысяч квадратных метров ветхого жилья. На 19 миллионов "квадратов" такими темпами уйдет больше 170 лет. Одни только панельные хрущевки займут 40 лет.
В-третьих, стоимость расселения такого фонда в текущих ценах, по оценке Дениса Воронова, соучредителя АНО "НПИ "Сибирь", в Иркутской области обойдется более чем в два триллиона рублей. Область без федерального софинансирования не осилит такие расходы даже за 170 лет. Но в масштабах страны проблема тоже тянет на три государственных бюджета и десятки лет.
Напомним, осенью прошлого года президент РФ поручил правительству страны определить критерии, на основании которых многоквартирные дома можно признавать аварийными и подлежащими сносу, если их сейсмостойкость не отвечает установленным требованиям, и рассмотреть вопрос о формировании федеральной программы расселения таких домов и о распределении средств этой программы между регионами с учетом риска землетрясений. А заодно внести предложения, как усовершенствовать существующую федеральную программу по сейсмоусилению объектов.
Приангарье в рамках этих поручений в прошлом году отправило на федеральный уровень перечень потенциально несейсмоустойчивого жилья и пояснило свои критерии для отнесения жилфонда к этой категории. В свою очередь НИЦ "Строительство" по поручению Минстроя РФ разработал методику камеральной оценки дефицита сейсмостойкости зданий без выхода на площадку, выполнил расчеты и составил перечень объектов с наибольшим его уровнем для ряда регионов. На его основе, как заявили представили НИЦ, Иркутская область будет предложена для включения в пилотный проект по снижению дефицита сейсмостойкости.
- Но проблема в том, что сейчас по расчетам разработчика получается, что в Новосибирской области риск ущерба от землетрясений больше, чем в Иркутской области. При том, что сейсмика в Новосибирске шесть-семь баллов, а у нас девять. А в Адыгее, оказывается, больше потенциальный размер ущерба. Иными словами, Приангарье, где сосредоточена примерно четверть всего несейсмостойкого жилья страны, рискует оказаться где то в конце очереди на государственное финансирование, - выразил беспокойство Денис Воронов.
Эксперт напомнил, что и по существующей программе "Сейсмика" Иркутская область получила минимум: в нее был включен один объект - детский сад в областном центре. По его мнению, региону надо активнее работать с федеральным центром, чтобы не допустить повторения ситуации. А для этого необходимо иметь собственную программу сокращения дефицита сейсмостойкости и предусмотреть расходы на нее в региональном бюджете.
Программу минстрой региона разрабатывает. Но вот денег в областном бюджете на следующий год на вопросы сейсмобезопасности не предусмотрено. А без этого региону сложно будет доказать правительству РФ, что он в самом деле обеспокоен проблемой.