Прочь из «человейников»! Ближнее Подмосковье вымерзает целыми кварталами

Коммунальная катастрофа, разразившаяся в Подмосковье, нагляднейшим образом продемонстрировала, что российская система ЖКХ – на последнем издыхании. Износ сетей приблизился к 100%, но никто ничего не ремонтирует, хотя деньги исправно осваиваются, и по бумагам всё хорошо. Сотни тысяч россиян на Новый год внезапно поняли, что квартира в многоэтажке в любой момент может стать их могилой. Нужно срочно искать альтернативы.

Прочь из «человейников»! Ближнее Подмосковье вымерзает целыми кварталами
© Свободная пресса

Когда без отопления, света и воды зимой сидят жители Урюпинска, об этом кроме них самих никто не знает. Местные власти не спешат рассказывать о беде всей стране, а региональные СМИ получают «установку», что всё хорошо. В этот раз утаить шило в мешке не получилось – накрыло более половины Московской области. В паре километров от МКАД замерзали целые кварталы, а чиновники пару дней делали вид, что ничего не происходит.

«Мы провели опрос регионов. Он показал, что износ очистных сооружений составляет до 80%, а в Свердловской, Псковской областях, Республике Марий Эл сообщили об уровне износа более 90%. При этом обновляется сейчас не более 1-2% в год», – ровно год назад докладывал председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.

Про аналогичный износ теплотрасс, труб водоснабжения, канализации, ЛЭП и всего прочего он тактично умолчал. Причём не в отдельных регионах, а в целом по стране. Но правда, увы, сама выползла наружу, самым катастрофическим образом. На глазах всей страны. Это столичный регион, он всегда на виду.

Трубы времён Леонида Ильича – вот что сейчас пытаются залатать, но не получается. Всё сгнило до такой степени, что подвариваться уже не к чему. Крепко тогда строили, однако почти полвека теплотрассы продержались в режиме совершенно варварской эксплуатации. Когда к ним подключают всё новые дома, многократно превышая расчётные характеристики потребления. Новые-то строить дорого, а чинить старые тоже не хотят – деньги осваивают без ремонтов.

«Новый год омрачился большим числом коммунальных аварий в Подмосковье. Из строя выходят не только котельные, но и электроподстанции. Подмосковье, меж тем, лидер по количеству построенных в прошлом году «квадратов».

Отсюда то общее, что есть во всех авариях. Они произошли в тех местах, где воткнули новые дома, присоединив их к действующим сетям. Лыткарино – яркий пример. Построили много, а котельная осталась одна. Кстати, авария в московском Алтуфьево тоже произошла в месте точечных застроек», – говорит экономист Никита Кричевский.

Правда, кое-где всё-таки ремонтируют, но лучше бы этого не делали. Экономия средств просто чудовищная, да и чинить, похоже, уже разучились – даже такие навыки во «вставшей с колен» стране потеряны.

«В этом году нам модернизировали систему отопления, переложили новые трубы и, при начале отопительного сезона, 4 октября, заявили, что всё будет включено. Отопление начали подавать только через месяц. При этом в наших домах была проблема – нет циркуляции воды. Они что делали? Приходили, сливали обратку из дома в канализацию просто через шланг, подогревали, так скажем, батареи и держали их в том состоянии, чтобы они как бы были теплые.

На 25 декабря у нас отопления не было. Каждый день звонки, заявки во все инстанции привели к тому, что 29 декабря нам включили отопление. В ночь на 4 января вообще ничего не было, никакого отопления практически на всех этажах. Полопались трубы», – рассказывает житель Юбилейного проспекта (Химки) Виктор.

Тут уже на «проклятых коммуняк» ((с) Баба Лера), стрелки не перевести. Во всех других случаях такие попытки регулярно случаются. Так, когда в Волгограде лопнул не ремонтировавшийся с середины 70-х канализационный коллектор, в халатности обвинили как раз советских строителей. Не исключено, что в Подольске и Солнечногорске найдут тех же самых «виновных».

Впрочем, кто именно виноват, народ в курсе, а нынешние новогодние праздники всех очень напугали. Статистику насчёт того, сколько именно смертей случится (и уже случилось!) от обморожений и переохлаждения, чиновники, конечно, засекретят, но люди всё равно узнают. Что, как несложно догадаться, самым негативным образом отразится на реноме властей.

Но проблема не только в этом. В условиях быстро разрушающейся системы ЖКХ – то, что происходит её коллапс, все уже понимают – квартиры в многоэтажках становятся смертельно опасными. Особенно если у вас грудные или маленькие дети. Так как вам в любой момент могут отключить всё: и свет, и отопление, и воду и газ.

То есть покупать такую жилплощадь никакого смысла нет. Более того, в любой момент от изношенной до предела инфраструктуры могут запитать новые дома. В РФ простаивает около 200 млн квадратных метров новостроек, которые пока не потребляют электроэнергию, тепло и воду. А также не сливают ничего в канализацию. Но к сетям все они подключены, и, если там появятся жильцы, всё моментально рухнет.

Появятся они там или нет непонятно – ничего не продаётся, так как денег у народа нет. Но понимание того, что из «человейников» нужно бежать, у людей постепенно появляется. А именно срочно продавать квартиру и покупать, условно говоря, домик в деревне. Даже если там нет магистрального газа.

В плане безопасности ИЖС, действительно, выглядит куда привлекательней. Систему отопления можно продублировать печкой и запастись дровами, с водой выручит колодец, для плиты сойдёт и баллонный газ – его нужно немного. Септики сейчас продаются на любом стройрынке, а от перебоев с электроэнергией спасёт дизельный генератор. Можно жить!

Плюс нет проблем с парковкой, отсутствуют постоянные поборы коммунальщиков на мифический капитальный ремонт, да и вооружённую охрану посёлка можно организовать. Последний момент в связи с увеличением числа мигрантов тоже становится всё более актуальным.

Ситуация на рынке городской недвижимости в РФ и так весьма неопределённая, цены ползут вниз, и все ждут их обвала. Он, в общем-то, неминуем, и ситуация в ЖКХ может стать той соломинкой, которая сломает спину верблюду.

«Пока все празднуют. Заявок на срочный поиск домов ИЖС лично мне ещё не поступало, сейчас для этого, собственно, и не сезон. Но, думаю, они вскоре пойдут – уж больно нехорошая ситуация сложилась в подмосковных микрорайонах. Да и в столице тоже наблюдаются аналогичные проблемы, хотя и в меньшем объёме. Мой коллега живёт в Отрадном, у них не было света и тепла, в Бибирево и Медведково тоже. Я сама живу в многоэтажке, в области, и мне теперь очень страшно.

Бегство народа из городов будет, частично оно уже случилось в период «короновируса». Сейчас процесс должен ускориться. Но вот какая загвоздка – если случится обвальное падение цен на квартиры, то людям будет не на что покупать загородные дома. Цены на них попытаются поднять, хотя они и сегодня недёшевы, а хороших предложений мало», – рассуждает частный риэлтер Татьяна Иванова.

В настоящий момент трёхкомнатная квартира в том же Отрадном стоит от 12 млн рублей. По факту – уже от 10 млн рублей, так как 20-30% «дисконта» в наши времена скорее норма, скидки бывают и больше.

Можно ли на 8-10 млн рублей купить в Подмосковье нечто, более-менее достойное и готовое для заселения? С газом, стенами из пеноблоков (газоблоков), водой и готовой канализацией, до 50 км от МКАД, и не таунхаус. Пока да, причём даже не в коттеджных посёлках, где их «управляющие компании» выставляют несусветные цены за ЖКУ. Спроса особо нет, так как деньги у народа отсутствуют, а льготную ипотеку на ИЖС особо и не давали. Сейчас эти программы и вовсе померли, поэтому продавцы домов в глубокой печали.

Цены, бесспорно, попытаются взвинтить, в период «короновируса» такое уже наблюдалось. Но тогда этот фокус не удался, сейчас у продавцов ещё меньше шансов. Платёжеспособный спрос падает, то есть придётся уступать. Если захотят продать – сильно.

В целом на российском рынке недвижимости невооружённым взглядом видны предпосылки для коренных перемен. Впрочем, и во всём нашем обществе тоже. Побег из города в деревню – поближе к земле – конечно, вариант. Но это именно побег, эмиграция. То есть мы оставляем свои города захватчикам. А это не дело.