Программа по переселению из аварийных домов стартовала в Балашихе

С начала 2024 года в Московской области набирает силу второй этап национального проекта «Жильё и городская среда» по расселению аварийных домов, признанных таковыми после 1 января 2017 года. Балашиха включилась в программу с 1 января 2024 года. Чтобы ускорить этот процесс, региональные власти предлагают собственникам получить жилищный сертификат, с помощью которого можно самостоятельно и оперативно решить свой квартирный вопрос. О том, как и где получить сертификат, а также какое жильё с его помощью можно приобрести, шла речь на встрече с жителями дома № 3 микрорайона Гагарина, которую 19 января в Многофункциональном центре «Мои документы» провёл начальник управления строительного комплекса администрации Балашихи Вячеслав Мерзляков. Трёхэтажный дом № 3 микрорайона Гагарина — это кирпичное здание с деревянными перекрытиями 1954 года постройки. В трёх подъездах расположены 25 квартир. «Я живу в этом доме вместе с родителями с 1999 года. В нашем доме отсутствует подвал, дом стоит практически на земле, фундамент всего 40 сантиметров. На стенах трещины, в квартирах на первом этаже неприятные запахи, сырость. В сильные морозы в квартире было плюс 17 градусов. Дом обслуживает управляющая компания “Домоуправление”. К ним приходилось обращаться постоянно, что могли, ремонтировали. Потом вызвали комиссию и независимую экспертизу, в итоге наш дом признали аварийным», — рассказала Анна Мишустина. Большая Балашиха Большая Балашиха Большая Балашиха Большая Балашиха Большая Балашиха Дом признан аварийным постановлением администрации Балашихи № 1129-ПА от 16 декабря 2021 года. Управлению строительного комплекса администрации города было поручено подготовить необходимую документацию для включения этого жилого дома в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», обеспечив её реализацию в срок до конца 2024 года. Новым этапом программы в текущем году предусмотрено расселение граждан, жилые помещения которых находятся в частной собственности. На основании жилищного сертификата — субсидии — на покупку или строительство жилых помещений в соответствии со статьёй № 32 Жилищного кодекса Российской Федерации житель аварийного дома может оплатить покупку нового жилья за счёт государства. Можно самим купить жилье на вторичном рынке или в новостройке, заключить договор подряда на строительство индивидуального жилья, взять новую ипотеку или закрыть имеющуюся. «Основное условие получения сертификата — признание дома аварийным после 1 января 2017 года. Также важно, чтобы право собственности было приобретено до этого срока. Исключение — получение жилья в качестве наследства. Минимальная площадь, подлежащая обмену, составляет 33 квадратных метра, то есть даже если у собственника в коммуналке 12 квадратов, он получает сертификаты на 33 метра. Жилищный сертификат не смогут получить жильцы тех аварийных домов, квартиры в которых находятся в социальном найме. Речь идёт только о собственниках», — отметил Вячеслав Мерзляков. Государство выкупает жилплощадь по цене 130 тысяч 185 рублей за квадратный метр. То есть минимальная сумма выкупа составит почти 4,3 миллиона рублей. Если метраж больше, значит и сумма выкупа будет выше — в расчёт берётся занимаемая площадь. Однако в решении этого вопроса есть важный момент: собственник квартиры в аварийном доме не сможет воспользоваться сертификатом, если у него уже есть какая-либо иная собственность на территории Российской Федерации. «В трёхкомнатной квартире № 22 в доме № 3 микрорайона Гагарина живут две семьи. У нас с мамой на двоих в собственности одна комната, её общая площадь 30 квадратных метров. У меня двое малолетних детей, одной дочке 14 лет, другой всего полтора, все они живут со мной. Как малоимущая семья я получаю компенсационную выплату от государства, а дети — субсидию, иных доходов у нас нет. Лично нас сумма сертификата устроила бы, мы смогли бы внести первый взнос по ипотеке. Но у меня ещё в собственности есть доля в комнате в Москве площадью всего 7 квадратных метров. Получается, что из-за этого я не смогу воспользоваться сертификатом? Сегодня на встрече мне предложили прийти в управление строительного комплекса администрации города и в индивидуальном порядке разобраться с этим вопросом», — рассказала Анна Шедер. Надо отметить, что обладатель сертификата не привязан к конкретному муниципалитету, в котором находился его аварийный дом, так как документ действует на территории всей Московской области. Срок реализации сертификата — до 1 ноября 2024 года. «Порядок предоставления субсидий гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда на приобретение и строительство жилых помещений утверждён постановлением правительства Московской области от 19.12.2023 № 1261-ПП. Поэтому мы вначале проведём оценочную стоимость, после чего будет установлена выкупная цена жилого помещения. Вторая часть суммы — это доплата до стоимости квадратного метра по сертификату. Но для собственника это единая сумма, которая будет храниться на эскроу-счетах в специальных банках. Воспользоваться деньгами в натуральном выражении собственник не сможет. Денежная сумма по сертификату будут перечисляться на счёт той организации, с которой собственник заключит договор купли-продажи нового жилья», — уточнил Вячеслав Мерзляков. Заявление на получение сертификата вместе с необходимым перечнем документов подаётся получателем субсидии лично до 1 апреля 2024 года. Копии всех документов сверяются с оригиналами. По всем вопросам можно обратиться в управление строительного комплекса администрации Балашихи на шоссе Энтузиастов, 7/1. Приём осуществляется по вторникам с 9.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00. Валентина Чубенко