Пожар в доме на севере Москвы: на какие выплаты могут рассчитывать владельцы квартир?

Дом № 4 на улице Черняховского, который пожарные тушили в ночь на 9 февраля, называют еще Домом писателей, потому что раньше в нем жили Белла Ахмадуллина, Василий Аксенов, Константин Симонов и другие литераторы. Здание переменной этажности (максимум — восемь) было построено в 1957 году по индивидуальному проекту. Несмотря на большую площадь возгорания — около 4 тысяч квадратных метров,— многие квартиры пострадали не от огня, а от воды из пожарных шлангов.

Пожар в доме на севере Москвы: на какие выплаты могут рассчитывать владельцы квартир?
© BFM.RU

Собственникам жилья, которые его не застраховали, придется восстанавливать квартиру за свой счет. Но Елена, владелица квартиры в Доме писателей, свое жилье застраховала, причем в индивидуальном порядке, и теперь надеется на возмещение ущерба:

«Поскольку мы находимся на пятом этаже, а крыша горела в нашем отсеке, где шесть этажей, у нас квартиру только залило. К счастью, ничего не сгорело — только крыша, но залило прилично, во всех комнатах вода. Мы сейчас были там. В общем, не самый страшный случай, но неприятно. У нас застрахованное имущество, вплоть до личных вещей и одежды. Я уже звонила в страховую компанию, они зарегистрировали случай. Они попросили нас сделать видеосъемку. Там, конечно же, все уже подсохнет, потому что уже включили отопление. Теперь мы просто будем ждать документы, которые нам выдаст жилинспекция, потом наше правление и МВД. Если будет возбуждено уголовное дело, тогда уже пойдет совсем другая история».

Есть еще так называемое добровольное страхование жилья, одноименную графу можно найти в платежке за коммунальные услуги. Многие не ставят галочку напротив соответствующего пункта. А те, кто все-таки ставит и оплачивает страховку каждый месяц, далеко не всегда знают, к кому обращаться, например, после пожара, как в доме на улице Черняховского.

Что покрывает такая страховка и как узнать название страховой компании? Рассказывает гендиректор агентства «Релайт-недвижимость» Константин Барсуков:

Константин Барсуков гендиректор агентства «Релайт-недвижимость» «Может быть, в самой квитанции указаны реквизиты страховой. Если нет, самый простой способ — обратиться в управляющую компанию. Они подскажут, потому что они в курсе, как заключалось — скорее всего, это заключение происходило через них, они должны знать, какая страховая компания обслуживает конкретные адреса. Там застрахован ущерб от пожаров, наводнений (потопов), прорывов труб, ураганов и взрывов, кроме терактов. При этом застрахованы конструктивные элементы — стены, потолок — от разрушения, еще, может быть, отделка. Мебель там точно не страхуют, а вот отделка и инженерные коммуникации — да».

Владельцы жилья, которые оплачивали страховку каждый месяц вместе с коммунальными услугами, на большие выплаты рассчитывать на могут, даже если сама недвижимость стоит приличных денег. Продолжает управляющий партнер юридической компании LCI Partner Ольга Злотя, которая специализируется на вопросах страхования:

Ольга Злотя управляющий партнер юридической компании LCI Partner «Если они оплачивали квитанцию, в которой был соответствующий платеж, то, безусловно, они могут рассчитывать на компенсацию. А вот в какой сумме они ее получат и за что именно — мы могли бы прокомментировать, исходя из условий договора, которые на сегодняшний день нам неизвестны. Как правило, это стандартный коробочный продукт, страхуется от пожара, от залива, каких-то сопутствующих рисков. Но все зависит от конкретной страховой компании, которая выбирается управляющей компанией. Это небольшие страховые суммы. Как правило, они ограничены 1 млн рублей, может быть, меньше. Все зависит от условий коробочного продукта. Чтобы рассчитывать на релевантную компенсацию ущерба, нужно заключать самостоятельный договор страхования, где будет оценена стоимость жилья, а также, может быть, находящееся в нем имущество. Тогда это предполагает практически полную компенсацию — в зависимости, конечно, от условий договора».

Агентство ТАСС называет ЧП на улице Черняховского крупнейшим пожаром в московском жилом доме в новейшей истории России. Но вспоминаются и другие пожары. Например, в многоквартирном доме на Никитском бульваре в декабре 2019 года, когда погибли восемь человек. Кстати, там были застрахованы около трети всех квартир по программе добровольного страхования жилья.