Эксперты раскрыли способы получить постоянное парковочное место во дворе

Сегодня в каждом дворе любого многоэтажного дома кипят споры о месте для личного авто. И все потому, что если дом построен еще в советские времена, то тогда никто не предполагал, что практически в каждой семье будет по автомобилю. При проектировании же современных многоквартирных домов вообще превалирует тренд на дворовое пространство без машин.

Эксперты раскрыли способы получить постоянное парковочное место во дворе
© Российская Газета

Соседи не любят идти на компромиссы: одни считают, что если они живут в доме десятилетиями, то имеют право и на постоянное место под окнами. Поэтому пытаются застолбить пространство всеми возможными способами: положить старые покрышки, натянуть веревку и так далее. Другие уверены: кто первый вернулся с работы, того и место.

Опрошенные "Российской газетой" эксперты предлагают цивилизованные способы решения любых конфликтов.

Практические решения вопроса с машино-местами

На практике вопрос с парковками жители и управляющие организации пытаются решать по-разному.

"Однажды в доме подожгли мусоропровод, приехали четыре пожарные машины, а во двор заехать нет возможности, - вспоминает председатель ТСЖ "Звездная 17" (Курск) Валерий Шутов. - После чего жителям было сказано, что должны быть выделены незанимаемые места парковки для автомобилей аварийных и спецслужб (перед каждым подъездом парковка для скорой помощи, пожарной машины, места заправки пожарных машин у гидрантов и т.д.). И если будет дележ парковочных мест, то стоянки у дома не будет вообще - останется лишь гостевая парковка: приехал, разгрузился и уехал. Сразу все встало на свои места. Сейчас никто не ругается и не возмущается, а когда за домом попытались поставить металлические запорные устройства, вызвали участкового и за десять минут срезали все цепочки и запоры".

Раньше парковочные места не были закреплены за жителями, занимал тот, кто раньше приехал, и было много возмущений, рассказывает председатель ТСЖ "Центральный-98" (Омск) Сергей Белослудцев.

"Потом в правлении приняли решение: места под парковку машин на территории, принадлежащей ТСЖ, отдаем платно, с оплатой в квитанциях помесячно, собственникам квартир на год. Жалоб жильцов нет. Сейчас порядок. Места убирают дворники, там порядок и чистота", - говорит он. Можно провести собрание собственников по выделению части парковок конкретным собственникам в аренду, с использованием полученных средств на содержание территории, соглашается председатель правления ЖСК "Строгино-1" (Москва) Валентина Осипова.

Есть вариант оборудования въезда во двор системой доступа, где определяется предельное количество мест для парковки, рассказывает гендиректор "УК "Управление комфортом" (Санкт-Петербург) Магомед Рамазанов. Если все парковочные места заняты, то житель не сможет заехать. Это избавляет жителей от перехода на личное выяснение отношений, но стоит денег.

"Недалеко есть платная парковка, но жители не хотят ею пользоваться, распределились во дворе сами", - говорит руководитель ТСЖ из Нижнего Новгорода Лидия Юрина. Хорошо, что дом находится вдали от транспортных магистралей. "Вариант добиться обустройства неподалеку дополнительных бесплатных парковочных мест нереален - свободной земли около дома не хватит", - отмечает председатель ТСЖ "Ленина 160" из Серова (Свердловская область).

Все долевое - все общее

Парковочные места во дворах многоэтажек, в основном, расположены на земельных участках многоквартирных домов, которые относятся к общему имуществу и находятся в общей долевой собственности собственников квартир в таком доме, поясняет президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева. Общим собранием собственников может быть принят порядок использования таких парковочных мест. Если такой порядок не принят, то все собственники имеют одинаковые права на использование парковочных мест, по принципу "кто раньше приехал, тот и ставит машину". Так что предмета для спора здесь нет, а есть неправильное и невежливое поведение тех, кто пытается ограничить права соседей на парковку, считает эксперт.

Определить особый порядок использования можно, только если придомовая территория прошла межевание и поставлена на кадастровый учет. Как именно это делается - регионы решают по-разному: где-то этими вопросами занимаются городские власти, где-то сами жители. Если земля оформлена в общую долевую собственность, жители могут поставить шлагбаум на въезде во двор (но если это позволено городскими правилами благоустройства), чтобы отсечь посторонних автолюбителей, а также договориться об использовании парковки жителями дома. Для этого нужно решение общего собрания. При желании жители могут, например, провести жеребьевку, предоставить постоянные места соседям-инвалидам или решить, что парковочных мест во дворе вообще не будет.

Управляющий партнер компании "Илюмжинов, Русяев и партнеры", юрист Илья Русяев добавляет, что ориентировочная стоимость работ по межеванию земельных участков под многоквартирными домами - от 30 до 50 тысяч рублей в зависимости от региона и площади участка. Расходы лягут на всех жильцов пропорционально долям.

"После оформления участка собственники смогут установить необходимое количество парковочных мест, определить правила пользования ими, в том числе возможность аренды машино-мест для жильцов или сторонних лиц. Это позволит избежать конфликтов и споров в будущем", - добавляет юрист.

Другой вариант - договориться с местными властями об организации платной или бесплатной муниципальной парковки. Для этого потребуется обращение от инициативной группы жильцов в администрацию с просьбой рассмотреть такую возможность. Чаще всего муниципалитеты идут навстречу гражданам и выделяют площадку под парковку, если есть свободные земельные участки рядом с домом.

Теоретически житель может и выкупить участок во дворе для парковки машины в свою собственность, но практически это маловероятно. Для этого нужно согласие соседей на уменьшение общего имущества. Или же предприниматели могут открыть там платную парковку (во многих городах такие действуют - участок обносится сеткой, а на входе дежурит охранник).

"Таким образом, у жильцов есть несколько законных способов упорядочить парковочный процесс и не допускать конфликтов из-за мест для автомобилей. Главное - проявить инициативу и конструктивно решать возникающие проблемы", - уверен Илья Русяев.

Меньше парковок - меньше пробок

Недостаток бесплатных парковочных мест во дворе многоэтажки - это и наследие советской планировки придомового пространства, которая в принципе не предусматривала массовое наличие личного автотранспорта, и сознательная позиция многих застройщиков - занижать парковочный коэффициент при проектировании, говорит президент Ассоциации АКОН Никита Чулочников. Места в платных паркингах в домах эконом- и среднего классов плохо продаются по двум причинам: из-за их малого размера и высокой стоимости. По строительным нормам, утвержденным в 2016 году, габариты машиномест значительно меньше фактических габаритов большинства современных автомобилей, отмечает он. Доля оптимальных по размеру мест в паркингах явно недостаточна, стоимость на них значительно выше и может соотноситься со стоимостью самого автомобиля.

При проектировании придомовой территории новостроек парковочных карманов закладывается недостаточно, а сами проезды проектируются узкими, не позволяющими осуществлять удобную параллельную парковку, часто не предусматривается территория под гостевую бесплатную парковку, продолжает Чулочников. Чтобы дать возможность проезда крупногабаритной спецтехники (мусоровозов, пожарных и т. п.) на внутриквартальных проездах парковку часто запрещают, а шлагбаумы демонтируют.

Выходом из данной ситуации, по мнению Чулочникова, может послужить нормативное увеличение размера машино-мест и законодательное утверждение увеличенного парковочного коэффициента для новостроек, его гибкая дифференциация для жилья различных классов. При продаже жилья в новостройке можно изначально предусмотреть бронь и обязательство собственника приобрести в будущем минимум одно машино-место, которое будет переходить новому собственнику при продаже квартиры, считает он.

Между тем, власти в последние годы настоятельно рекомендуют регионам уменьшать нормы по количеству парковочных мест у новостроек. Невостребованные подземные паркинги увеличивают стоимость квартир, а обширные парковки вокруг домов съедают пространство. Кроме того, при проблемах с парковками житель может отказаться от мысли купить машину, что снизит пробки на дорогах. Приоритет отдается развитию общественного транспорта.

Можно более гибко регулировать нормативы по созданию машино-мест при строительстве новых домов, считает Косарева. В крупных городах обилие парковочных мест только усугубляет пробки на дорогах. Если же речь идет о небольшом городе без пробок, там власти могут потребовать, чтобы застройщики делали больше цивилизованных парковок вокруг дома.

Вас здесь не стояло

Председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Госдумы Сергей Гаврилов призывает соседей не устанавливать свои законы.

"Начнем с того, что никто не в праве считать часть двора своей собственностью лишь по своей прихоти, следовательно, заявления о том, что "это моё место парковки", а также любые хитрые конструкции - цепи, загородки из кирпичей и досок, пометки на асфальте, а также заявления с угрозами освободить парковочное место - не имеют юридической силы. Кроме того, надо понимать, что машино-место в силу закона - это все-таки часть здания или сооружения, а не рисунки на асфальте, сооружения из досок и кирпичей, импровизированные конструкции из цепей и т.д. Если ваш сосед "застолбил" место просто бутылками, конусами, покрышками, досками с кирпичами, либо старыми стульями или табуретками (то есть конструкциями, которые не нужно демонтировать специальными средствами), и они препятствуют парковке, то вы можете написать для начала в управляющую компанию или местную администрацию жалобу о том, что во дворе не убирается мусор и иные посторонние предметы, приложив фото этих предметов. В этом случае их просто приедут и уберут", - поясняет парламентарий.

Ещё один вариант - это обратиться в территориальный орган администрации района - государственный земельный надзор осуществляется государственными земельными инспекторами, которые принимают меры по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений земельного законодательства.

"В соответствии со ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации самовольное занятие земельного участка, которое заключается в том, что лицо использует земельный участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника, влечет наложение штрафов: административного штрафа для граждан не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - не менее двадцати тысяч рублей, а если будет доказано, что какая-то фирма захватила парковочные места, то штраф для неё в любом случае составит не менее ста тысяч рублей. Для решения данного вопроса необходимо зафиксировать номер автомобиля, владелец которого таким образом паркуется, сделать снимки его автомобиля и его самодельного ограждения, составить заявление и направить его в местное управление земельного контроля с приложением сделанных фотографий и по возможности адреса владельца авто. В итоге приезжает госземинспектор и штрафует нарушителя, такие вызовы можно делать и повторно. Если незаконно паркующееся лицо вам угрожает или наносит вред вашей машине не стесняйтесь обращаться в полицию. Угрозы записывайте и пишите заявление. Имеет смысл установить в машину регистратор, который снимает, что происходит вокруг машины", - добавляет депутат.