Войти в почту

Отсутствие балконов ведет к спросу на кладовые

Кладовок и машино-мест в новостройках Москвы продается все больше, сообщает "Циан. Аналитика".

Отсутствие балконов ведет к спросу на кладовые
© Российская Газета

В 2023 году спрос на нежилые помещения по сравнению с 2022 годом увеличился сильнее, чем на квартиры. По данным экспертов, квартир и апартаментов за год было продано на 38% больше, тогда как продажи кладовых выросли сразу на 47%. Популярность таких объектов растет, в том числе за счет снижения метражей квартир - внутри жилого помещения становится меньше места для хранения вещей, отмечает эксперт "Циан. Аналитики" Елена Лапшина.

Спрос на машино-места также увеличился, но рост был более сдержанным (+19%). Рекордным по числу сделок остался 2021 год. Одна из причин снижения интереса к парковочным местам, по мнению аналитиков, существенное повышение цен на автомобили за последние два года.

Первая причина роста спроса в том, что в кладовки проще инвестировать, они имеют более доступную для рядового покупателя стоимость, говорит коммерческий директор ГК "Отрада" Татьяна Павлова. Покупка машиноместа - гораздо более серьезная нагрузка на бюджет.

Также стоит отметить, что чем меньше плотность населения в новом жилом комплексе, тем меньше скорость продаж машиномест, отмечает Павлова. Пока не все квартиры заселены, где-то идут ремонты - запрос на машиноместа в паркингах не так велик, хватает и наземных парковок. Чем выше уровень заселения, тем выше скорость реализации машиномест. Пока идут ремонты, людям нужны места для хранения - активно распродаются кладовые. Еще одна причина спроса на кладовые - отсутствие в новых домах балконов, где россияне привыкли хранить вещи.

Важными трендами при выборе и оформлении интерьеров жилья становятся минимализм, динамика и рациональное использование пространства, указывает директор по маркетингу девелопера Sense Диана Гайнуллина. Все больше минимизируется установка шкафов - мебель становится более многофункциональна, вместо стеллажей с вещами в квартирах появляются гардеробные. Если же площадь жилья не позволяет обустроить гардеробную - жители приобретают кладовые-келлеры. Такие помещения подходят для хранения и спортивного инвентаря, и чемоданов, которые занимают много места.

Планомерный рост продаж кладовых помещений в Московском регионе отмечается с начала 2023 года, рассказывает директор по развитию Est-a-Tet Роман Родионцев. Реализация машино-мест не так стабильна: их продажи снизились с начала 2022 года и начали расти лишь с середины прошлого года, вернувшись к показателям 2020-2021 годов только в четвертом квартале.

Основная масса продаж по кладовкам и машино-местам уходит за рамки реализации по ДДУ, особенно в массовом сегменте, отмечает Родионцев. Зачастую покупатели осознают, что им нужно место для хранения вещей и собственное место на парковке уже после ввода дома в эксплуатацию и новоселья.

Рост спроса на кладовые помещения, действительно, во многом связан со сменой подхода к проектированию жилья: в квартирах больше места отводится для жизни, а не для сезонных вещей. Многие девелоперы отказываются от балконов и лоджий, предлагая взамен кладовые на этажах или в подземном паркинге.

"Что касается машино-мест, то здесь в целом есть общий тренд на снижение их количества в проекте, - отмечает Родионцев. - Застройщики стараются обходиться минимально допустимыми параметрами, особенно в массовом сегменте. Это связано с высокой себестоимостью машино-мест и их низкой рыночной стоимостью. При этом если спрос на машино-места снижается только в домах комфорт класса, а в проектах бизнес-, премиум- и делюкс классов сохраняется востребованность машино-мест".

Снижение спроса на машино-места комфорт-класса отчасти обусловлено еще и тем, что многие собственники квартир в таких ЖК предпочитают арендовать паркинг, а не покупать его в собственность.

"Поэтому в части инвестиций машино-места - более интересный продукт, чем кладовые помещения, - считает эксперт. - Здесь больший поток арендаторов, а к моменту ввода жилого комплекса в эксплуатацию стоимость машино-места вырастает на 20-30% и может достигать 10 млн руб. Приобретая машино-место на раннем этапе, инвестор получает более привлекательную стоимость, что делает лот высоколиквидным вложением как с точки зрения дальнейшей перепродажи, так и при последующей сдаче в аренду".